Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Обличение невежества в комедии «Недоросль» (Фонвизин Д. И.)

Во второй половине 18 века передовые писатели выступали под знаменем просветительства. К числу замечательных русских просветителей, защитников гуманных идей, поборников просвещения принадлежал выдающийся публицист, драматург-сатирик Денис Иванович Фонвизин. Лучшим произведением

Д. И. Фонвизина стала комедия «Недоросль» (1782). В ней были поставлены острые социальные вопросы, волновавшие прогрессивно настроенную дворянскую интеллигенцию второй половины 18 века. Это прежде всего проблема главного социального зла времени – крепостного права. Фонвизин считал неограниченную власть помещиков над крестьянами страшной общественной бедой, которая может привести дворянское государство к гибели.

Вторая важная проблема комедии — это резкая критика самодержавия в той форме, которую оно приняло в эпоху Екатерины. Третья проблема комедии — это проблема воспитания истинного гражданина. Этот вопрос глубоко волновал драматурга, мечтавшего о новых поколениях просвещенных русских людей.

Фонвизин подчинил композицию пьесы правилу трёх единств. События происходят в течение одних суток и в одном месте. Отрицательным персонажам противопоставляются положительные герои. Действие комедии разворачивается в имении помещицы Простаковой. Её сын Митрофан и есть недоросль. Недорослями в 18 веке называли дворянских детей, не достигших совершеннолетия и не поступивших на государственную службу.

Сама Простакова из рода Скотининых. Отец детей своих ничему не учил и гордился этим. Необразованная, грубая и жестокая по отношению к крепостным госпожа Простакова до безумия любит своего сыночка Митрофанушку. Её понимание воспитания сводится к питанию дитяти «деликатного сложения». Митрофан — обжора: с трудом отдохнув от обильного ужина, он уже с утра пять булочек съел. Об этом говорит его няня Еремеевна. «Так тебе жаль шестой, бестия», — кричит на бедную женщину чадолюбивая мамаша.

Но и Простакова уже не может гордиться необразованностью сына. Время требует образованных дворян. И мать нанимает Митрофану учителей. Грамматике учит семинарист Кутейкин, арифметике — отставной сержант Цыфиркин, а истории и географии – бывший кучер Стародума немец-пьяница Вральман. Но и те знания, которые могли бы дать Митрофану эти люди, не нужны недорослю.

Результат образования наглядно виден во время экзамена, устроенного перед Стародумом Простаковой, желавшей похвалиться знаниями сына и заодно расположить к себе дядюшку богатой невесты Софьи. На вопрос: «Дверь— это какое имя: существительное или прилагательное?» — Митрофан отвечает: «Которая дверь?» По его мнению, всё зависит от того, висит ли дверь на петлях (это прилагательное), или она еще не повешена (это существительное). Это «дитя» не обременено ни умом, ни знаниями, ни совестью.

Его тупая важность обрывается всем известной хрестоматийной фразой: «Не хочу учиться, хочу жениться!». Разве не такого результата хотела добиться Простакова, поучавшая сыночка во время урока: «Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врёт он, друг мой сердечный. Нашёл деньги — ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.