Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ комедии «Недоросль» 1 часть (Фонвизин Д. И.)

1. Название

Произведение "Недоросль" написано Д. И. Фонвизиным. Название несет особую смысловую нагрузку. Недорослями в XVIII веке называли юношей-дворян, не достигших призывного возраста для службы. Таков главный герой — Митрофан. Недорослем он является не только в гражданском, но и моральным смысле. Герой не приобрел никаких нравственных ценностей. Автор заложил в его образе лишь отрицательные качества. Кроме того, недорослем Митрофана можно назвать ещё и в умственном отношении: герой не тянется к знаниям, четвертый год обучается одному и тому же.

Софья иронизирует над Митрофаном: "Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдёт". В названии раскрывается отношение автора к дворянам, помещикам, таким как Простакова, Скотинин, Митрофан. Автор показывает, что дворянство не доросла до идеалов просвещения, что России нужно стремиться к совершенству. Все в руках дворян, помещиков, от честности и нравственности которых зависят судьбы простых людей, крестьян. Негодование автора к жестоким помещикам выражается в словах Правдина: "Не оставляю замечать тех, злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть употребляют её во зло бесчеловечно". Название отражает многие проблемы, которые автор обозначает в произведении.

2. История

«Недоросль» написан после прибытия Фонвизина из Франции в 1782 году была закончена работа, но постановка запрещена, цензура не принимает комедию. Спустя год пьеса все же сыграна в Москве и впервые опубликована. У современников комедия вызвала восхищение. О Фонвизине писали, что ничего лучше он придумать не сможет.

3. Род

"Недоросль" — драма — произведение для постановки на сцене. Но и в печатном виде пьеса читалась во все времена и вызывала восхищение динамичностью действий, яркими картинами быта помещиков, живостью языка, сменяющих друг друга в воображении читателя.

4. Жанр

"Недоросль" — комедия, ведь главная цель Фонвизина - высмеять пороки дворянства, помещиков, указать на то, как Простакова, Скотинин, Митрофан далеки от положительных героев — идеалов дворянства: Стародума, Софьи, Правдина, Милона. Комизм произведения строиться на сопоставлении положительных и отрицательных героев.

5. Темы

С помощью конфликта в комедии раскрываются такие темы как: воспитание, честь и долг, любовь, крепостничество. В произведении есть еще множество мелких тем, которые придают пьесе особый живой характер: отношения между братом и сестрой, роль учителя в жизни ученика и т. д. Пьеса построена таким образов, что эти темы дополняют центральные и ярче, всесторонне передают читателю замысел автора.

6. Проблемы

Проблемы, которые Фонвизин рассматривает в произведении, напрямую связаны с темами. Автор заставляет читателя задуматься над вопросами о влиянии воспитания на ребенка, о роли человека в судьбе государства, о любви, о жестокости властных людей. Проблемы раскрываются на примере поступков и слов членов семьи Простаковых, но решения этих проблем соотносится с монологами героев-резонеров.

7. Идеи

Идеи автора направлены против основного зла времени: крепостничества и произвола помещиков. С первых строк произведения намечается конфликт. Простакова ругает портного Тришку без видимой причины. Кормилица Митрофана Еремеевна так говорит о своей тяжелой крестьянской жизни: "По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день". Люди в имении Простаковых и Скотинина страдают от поборов помещиков. Простакова спрашивает совета у брата, как ей больше взять с крестьян: "С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!". Автор обличает пороки дворянства: жадность, жестокость, грубость, невежество, отсутствие моральных норм. Фонвизину удается объяснить причины, уродующие личность: воспитание, образование, которых так не хватает Митрофану, Простаковой, Скотинину. В произведении обостряется конфликт между невежеством и просвещением — стремлением к идеалам, наукам, благородству.

8. Сюжет

Сюжет строится в рамках классицизма: работает правило трех единств, правило 24 часов, герои делятся на положительных и отрицательных, речь их высокопарная или низкая, присутствуют "говорящие" фамилии. Но есть в «Недоросле» и черты реализма, что выделяло его среди других произведений своего времени. Автор показывает многогранность характеров героев, изображает некоторых из них в развитии. Кроме того, Фонвизин вводит в комедийные сцены тяжелые фрагменты, обличающие жестокость и бесчеловечность помещиков, показана тяжелая сторона крестьянского быта. Автор не скрывает своего отношения к персонажам, всячески иронизируя над глупостью Митрофана, Скотинина и указывая на недостатки через героев-резонеров: Стародума, Правдина, Милона. Основная сюжетная линия выстраивается вокруг любовной интриги, но она не раскрывает важную для автора крепостническую тему, дополнена общественным конфликтом. Так отступление от правил классицизма дает более приближенную к жизни картину быта. Первое действие пьесы начинается с примерки кафтана. В этом фрагменте обличается жестокость Простаковой к своим крестьянам, безучастие и трусость Простакова: "При твоих глазах мои ничего не видят". Неуважение проявляется в отношении Митрофана к матери и к отцу: "Ночь всю такая дрянь в глаза лезла. Да то ты, матушка, то, батюшка". Митрофану жалко мать за то, что та усердно била во сне отца. Это говорит о неправильных жизненных ориентирах в семье Простаковых. Далее автор знакомит читателя со Скотининым. Образ героя говорит о человеке, думающем только о своем хозяйстве. Кроме того, свиньи в имении Скотинина выше "каждого из нас" — помещиков на целую голову. Ирония автора говорит о том, что дворяне нравственно ниже любой свиньи. Письмо Стародума является элементов завязки в произведении. Обрадованные десяти тысячам Скотинин и Простакова начинают погоню за богатой наследницей Софьей. Но она влюблена в Милона — честного офицера. Тут же происходит их встреча, где девушка обличает невежество Митрофана и жестокость Простаковой по отношению к ней. Стародума приехавший к племяннице застает хозяйку дома в драке со Скотининым — они делят богатую наследницу. Стародум отдыхает после поездки и, разговаривает с Правдиным о своей жизни, о ценностях честного человека, о воспитании. В этом фрагменте очень точно переданы идеалы автора. Урок Митрофана расширяет круг действующих лиц — читатель знакомится с учителями: Цифиркиным, Кутейкины, Вральманом. На "экзамене" Митрофан в полной мере показывает свою глупость, но вместе с тем, автор выделяет находчивость Митрофана, ведь дверь у него имя прилагательное, потому что "она приложена к своему месту". Стародум объявляет о помолвке Софьи с Милоном. На следующее утро героиню пытаются похитить, но попытка Простаковой неудачна. Она подвергается наказаниям, за свое "злонравие": потеря имения, грубость любимого сына. Правдин зачисляет Митрофана на службу.

9. Композиция

Композиция произведения заставляет читателя переключать внимание со сцен с положетельными героями, в которых действие идёт плавно.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.