Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Особенности ранней лирики А. А. Ахматовой (Ахматова Анна)

Поэзия А. А. Ахматовой заняла достойное место в литературе ХХ века. Ее стихи знают и помнят наизусть тысячи людей.

Творческий и жизненный путь Ахматовой как поэта был непростым. Вначале ее стихи не находили признания в кругу уже состоявшихся поэтов, позже творчество Ахматовой было признано буржуазным и безыдейным, и поэт оказалась в опале. Однако ее стихи прошли проверку временем, пережили гонения и политические режимы, и сегодня мы можем наслаждаться как любовной, так и гражданской лирикой Ахматовой.

Безусловно, «ранняя Ахматова» отличается от «зрелой».

Однако и в ранних, и в более поздних стихах присутствует психологизм и богатая палитра изобразительно-выразительных средств. Но в этом сочинении нам хочется рассмотреть особенности ранней лирике А. А. Ахматовой на примере стихотворений из ее дебютного сборника «Вечер».

Как известно, А. А. Ахматова начала свой творческий путь в русле течения акмеизм. Акмеисты противопоставляли себя символистам, отрицали многозначность и туманность, напротив, провозглашали важность бытовых деталей в поэзии. Ахматова в стихотворениях, составивших сборник «Вечер», также придерживается этих принципов. Более того, именно посредством описания деталей интерьера, одежды, пейзажа, погоды, ей удается избежать многословия, но точно передать душевные переживания лирической героини.

К примеру, в стихотворении «Любовь» лирическая героиня говорит о влюбленности через описание изменившегося мировосприятия. Окружающие предметы: левкой летом, иней зимой, «молитва тоскующей скрипки» ассоциируются с возлюбленным, вызывают воспоминания о нем. Любовь — это сложное, не всегда легкое в переживании чувство, поэтому лирической героине Ахматовой «страшно её угадать», т. е. осознать, что любовь посетила ее душу, взглянув на еще нового в ее жизни человека. Стихотворение «Любовь» лаконичное, в нем точными, смелыми штрихами рисуется образ смятенной души влюбленной девушки.

Предметность является отличительной чертой лирики акмеистов, и раннего творчества Ахматовой в частности. Лирической героини нет нужды долго и подробно рассказывать о своих душевных переживаниях, достаточно лишь упомянуть жест или деталь туалета. К примеру, в хрестоматийном стихотворении «Песня последней встречи» волнение лирической героини раскрывается автором через несуразность в одежде: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки», а томление от ожидания встречи передается фразой «показалось, что много ступеней, а я знала — их только три!».

Лирике А. А. Ахматовой свойственен надрыв, являющий собой кульминацию чувств лирической героини, пик душевных страстей. Так «Сероглазый король» начинается с фразы, воплощающей в себе всю боль лирической героини: «слава тебе, безысходная боль». Это самый острый момент в стихотворении, которое, как и многие другие стихи Ахматовой, является сюжетным. После столь эмоционального начала поэт меняет манеру на противоположную, и далее идет размеренное повествование с подробным описанием деталей обстановки: «вечер осенний был душен и ал», «трубку свою на камине нашел», «тело у старого дуба нашли». Перед нами спокойный рассказ, но спокойствие это — не признак душевного равновесия, а, напротив, неизбывного горя, тоски, безнадежности. Здесь нет плача, причитаний, лишь восклицание в самом начале как крик отчаяния, и уже в конце полная тоски и обреченности фраза «нет на земле твоего короля». Антитеза между началом и финалом произведения помогает раскрыть перед читателем всю глубину горя от потери любимого, не прибегая к пафосных метафорам и затертым эпитетам.

Удивительно, но предметность, «обыденность» поэтического мира Ахматовой сочетается с мифологичностью. Нередко в ранних произведениях поэта соотношение лирической героини с существами из славянской мифологии, например в стихотворении 1910 года «Я смертельна для тех, кто весел и юн» лирическая героиня ассоциирует себя с птицей Гамаюн, а в стихотворении « Ты поверь, не змеиное острое жало» (1909) лирической героини противопоставляется себя Сирин — разлучнице и обольстительнице. Вообще, отсылки к мифам, сказкам характерная черта ранней Ахматовой: поэт оживляет сказочных и мифических персонажей, показывает, что они такие же, как и простые смертные.

В целом, поэтический мир ранних произведений А. А. Ахматовой характеризуется сюжетностью, детализацией, психологизмом, умением соединить воедино обыденность и миф.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.