Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Анализ поэмы Д. Кедрина «Зодчие» (Литература XX века)

История создания

Поэма «Зодчие» написана Д. Кедриным в 1938 году. Тяжелое время в стране отмечено неутихающей жестокостью репрессий. В поэме, отражающей Русь в 15 веке, тоже звучит могущество государства и царящая в нём жестокость. Поэт взял за основу легенду о строителях Покровского собора и вдохнул в неё своё понимание действительности.

Жанр: поэма, потому что есть сюжет, а события пересказаны в стихотворной форме

Тема, идея, сюжет в раскрытии темы и идеи поэмы

Тема историческая, отражает любовь к Родине, её славное и трагическое прошлое.

Идея: поэт воспевает красоту русской земли, её талантливых людей, честно изображает быт и нравы простого народа, осуждает жестокость царской воли.

В честь освобождения Руси от ига Золотой орды царь-победитель велел построить каменный храм.

У царя суровые требования к строителям: сложить церковь, «благолепнее заморских церквей». Выбирая из множества умельцев, в основном иноземных, царь останавливает свой выбор на двоих русских, безвестных владимирских зодчих. Они из простого народа: в посконных рубахах, босые, смерды. Но крепкие и молодые.

В мастерстве владимирских зодчих не возникает сомнений. Д. Кедрин несколько строф посвящает работе умельцев, подчеркивая их силу, мастерство, слаженность в работе. «На широких плечах кирпичи понесли на леса». Они «кружева выплетают из каменных кружев». Словом выплетает поэт подчеркивает талантливость создателей храма. У таких умельцев растет «диковинный храм» со стрельчатыми башенками, луковками куполов, расписанный живописной артелью монаха Андрея Рублёва». Храм удался ещё и потому, что зодчие не просто талантливые, они глубоко верующие, как любой русский человек. Перед работой они перекрестились на восход.

Резок переход от описания красоты и величия храма к изображению жизни вне его: «торговая площадь рядом жужжала», «кричали купцы», «подлый народ до креста пропивался», «вопил», рядом «тать, засеченная плетью», «в неволе томились татарские ханы». Нравы средневековья!

Над всем этим беспросветным «срамом» красуется церковь — «как невеста», чистая, непорочная. Неужели красавица-церковь не развеет этот срам?! Ведь даже «непотребная девка» видит в ней красоту и сказку. Может быть, поэт надеяться, что не всё доброе и чистое утрачено в людях.

Такой мрачный быт и такое великое творение. Поэт выразил гордость за Русь, веру в её будущее.

Царь тоже оценил храм: «Лепота!». Но побоялся государь, что зодчие смогут создать ещё что-то величественное, а ведь надобно, чтобы церковь стояла такая одна. И «явил он царскую милость» — велел ослепить зодчих. Картина жестокого наказания и дальнейшей участи мастеров звучит в поэме очень эмоционально. Даже церковь-красавица потрясена: «звонила она, будто их отпевала навзрыд». Народ ропщет: «запретные песни» разносятся по широкой Руси гуслярами, но поются тайно.

Память о прошлом живет в памятниках старины, в летописях, народных песнях. Это главная мысль, которую высказывает автор в поэме.

Композиция.

Поэму отличает четко выстроенная композиция: от экспозиции до развязки. Начинается поэма зачином, как в русском народном творчестве, как в былине. Действие достигает развития в кульминации — в сцене расправы над зодчими – в самом напряженном месте поэмы. Развязка событий — в тяжёлой участи зодчих. Но ведь церковь стоит. Их труды не напрасны. Сколько уже веков стоит этот собор, который нам теперь известен как Храм Василия Блаженного. Есть и эпилог, последний аккорд: песни гусляров о «царской милости».

Художественные средства выразительности.

Описание событий, церкви, быта простого народа очень образны и эмоциональны в поэме. Этому способствуют:

Эпитеты: соколиные очи, широкая Русь, диковинный храм, суровым письмом, подлый народ, истошно кричал и многие другие.

Метафоры: звоном отпевала навзрыд, выплетали узоры из каменных кружев, площадь жужжала, лился свет, потянулись башенки и многие другие.

Сравнения: дивясь, как на сказку; церковь, как невеста.

Эпоху средневековья помогают создать архаизмы и историзмы: вельми спертый, благолепней, зане, украшен зело, лепота, тать, зодчий, засекли батогами

Ритм, рифма, стихотворный размер.

Поэма состоит из 16 стихотворный строф, каждая из которых включает в себя 8 строк, рифмующихся перекрестной рифмой. Рифма непоследовательная. Рифмуются 2 и 6 строки и 4 и 8.

Стихотворный размер — анапест.

Мое восприятие.

Поэма Д. Кедрина потрясла меня суровым сюжетом, я, благодаря автору, смогла восхититься работой зодчих и ужаснуться расправой над ними. Перед глазами встала Русь из далекого прошлого очень образно и зримо.

Значение стихотворения в творчестве поэта.

Поэзия Д. Кедрина отличается глубокой любовью к своей Родине, красоте её природы и талантливости людей. Он часто обращается к прошлому страны. Он рассказывает в лирике о своём видении мира, родины, народа, его настоящего и прошлого. Храм из «Зодчих» — это незабываемая страничка истории, которую открыл нам поэт Д. Кедрин.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение