Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ поэмы Д. Кедрина «Зодчие» (Литература XX века)

История создания

Поэма «Зодчие» написана Д. Кедриным в 1938 году. Тяжелое время в стране отмечено неутихающей жестокостью репрессий. В поэме, отражающей Русь в 15 веке, тоже звучит могущество государства и царящая в нём жестокость. Поэт взял за основу легенду о строителях Покровского собора и вдохнул в неё своё понимание действительности.

Жанр: поэма, потому что есть сюжет, а события пересказаны в стихотворной форме

Тема, идея, сюжет в раскрытии темы и идеи поэмы

Тема историческая, отражает любовь к Родине, её славное и трагическое прошлое.

Идея: поэт воспевает красоту русской земли, её талантливых людей, честно изображает быт и нравы простого народа, осуждает жестокость царской воли.

В честь освобождения Руси от ига Золотой орды царь-победитель велел построить каменный храм.

У царя суровые требования к строителям: сложить церковь, «благолепнее заморских церквей». Выбирая из множества умельцев, в основном иноземных, царь останавливает свой выбор на двоих русских, безвестных владимирских зодчих. Они из простого народа: в посконных рубахах, босые, смерды. Но крепкие и молодые.

В мастерстве владимирских зодчих не возникает сомнений. Д. Кедрин несколько строф посвящает работе умельцев, подчеркивая их силу, мастерство, слаженность в работе. «На широких плечах кирпичи понесли на леса». Они «кружева выплетают из каменных кружев». Словом выплетает поэт подчеркивает талантливость создателей храма. У таких умельцев растет «диковинный храм» со стрельчатыми башенками, луковками куполов, расписанный живописной артелью монаха Андрея Рублёва». Храм удался ещё и потому, что зодчие не просто талантливые, они глубоко верующие, как любой русский человек. Перед работой они перекрестились на восход.

Резок переход от описания красоты и величия храма к изображению жизни вне его: «торговая площадь рядом жужжала», «кричали купцы», «подлый народ до креста пропивался», «вопил», рядом «тать, засеченная плетью», «в неволе томились татарские ханы». Нравы средневековья!

Над всем этим беспросветным «срамом» красуется церковь — «как невеста», чистая, непорочная. Неужели красавица-церковь не развеет этот срам?! Ведь даже «непотребная девка» видит в ней красоту и сказку. Может быть, поэт надеяться, что не всё доброе и чистое утрачено в людях.

Такой мрачный быт и такое великое творение. Поэт выразил гордость за Русь, веру в её будущее.

Царь тоже оценил храм: «Лепота!». Но побоялся государь, что зодчие смогут создать ещё что-то величественное, а ведь надобно, чтобы церковь стояла такая одна. И «явил он царскую милость» — велел ослепить зодчих. Картина жестокого наказания и дальнейшей участи мастеров звучит в поэме очень эмоционально. Даже церковь-красавица потрясена: «звонила она, будто их отпевала навзрыд». Народ ропщет: «запретные песни» разносятся по широкой Руси гуслярами, но поются тайно.

Память о прошлом живет в памятниках старины, в летописях, народных песнях. Это главная мысль, которую высказывает автор в поэме.

Композиция.

Поэму отличает четко выстроенная композиция: от экспозиции до развязки. Начинается поэма зачином, как в русском народном творчестве, как в былине. Действие достигает развития в кульминации — в сцене расправы над зодчими – в самом напряженном месте поэмы. Развязка событий — в тяжёлой участи зодчих. Но ведь церковь стоит. Их труды не напрасны. Сколько уже веков стоит этот собор, который нам теперь известен как Храм Василия Блаженного. Есть и эпилог, последний аккорд: песни гусляров о «царской милости».

Художественные средства выразительности.

Описание событий, церкви, быта простого народа очень образны и эмоциональны в поэме. Этому способствуют:

Эпитеты: соколиные очи, широкая Русь, диковинный храм, суровым письмом, подлый народ, истошно кричал и многие другие.

Метафоры: звоном отпевала навзрыд, выплетали узоры из каменных кружев, площадь жужжала, лился свет, потянулись башенки и многие другие.

Сравнения: дивясь, как на сказку; церковь, как невеста.

Эпоху средневековья помогают создать архаизмы и историзмы: вельми спертый, благолепней, зане, украшен зело, лепота, тать, зодчий, засекли батогами

Ритм, рифма, стихотворный размер.

Поэма состоит из 16 стихотворный строф, каждая из которых включает в себя 8 строк, рифмующихся перекрестной рифмой. Рифма непоследовательная. Рифмуются 2 и 6 строки и 4 и 8.

Стихотворный размер — анапест.

Мое восприятие.

Поэма Д. Кедрина потрясла меня суровым сюжетом, я, благодаря автору, смогла восхититься работой зодчих и ужаснуться расправой над ними. Перед глазами встала Русь из далекого прошлого очень образно и зримо.

Значение стихотворения в творчестве поэта.

Поэзия Д. Кедрина отличается глубокой любовью к своей Родине, красоте её природы и талантливости людей. Он часто обращается к прошлому страны. Он рассказывает в лирике о своём видении мира, родины, народа, его настоящего и прошлого. Храм из «Зодчих» — это незабываемая страничка истории, которую открыл нам поэт Д. Кедрин.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.