Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему роман М. Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей? По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (ЕГЭ по литературе)

«Герой нашего времени» — первый в русской литературе социально-психологический роман, написанный талантливым прозаиком и поэтом М. Ю. Лермонтовым. Композиция этого произведения очень характерна: фабула не совпадает с сюжетом. Также роман состоит не из глав, а из отдельных повестей со своими героями и событиями, которые связывает лишь главный персонаж — Григорий Александрович Печорин. В чем причина?

Лермонтов публиковал повести по мере написания: сначала на свет появилась «Тамань», затем «Фаталист».

Только потом возник авторский замысел о написании еще нескольких малых произведений, чтобы объединить их в полноценный роман о Печорине. Каждая повесть отличается законченностью сюжетной линии и проработанной системой образов. Ситуации в каждом произведении сильно отличаются — то Печорин оказывается в логове «честных контрабандистов», то в «водном обществе» Пятигорска, то в крепости. Каждая повесть раскрывает героя с разных сторон с помощью реплик героев, обращенных к нему, и действий, которые предпринимает Григорий в определенных обстоятельствах.

И все же автор не стал расставлять эти разрозненные повести в хронологическом порядке, что отличает их от глав, которые подразумевают фабульную последовательность действий. Это было сделано для того, чтобы образ Печорина развивался постепенно, сначала с помощью рассказов о нем Максима Максимыча, а после благодаря размышлениям и анализу самого Григория. В первых двух частях романа читателю не понятны истоки эгоизма и жестокости главного героя: он представлен как игрок человеческими судьбами, которому «опротивели» все забавы мира. Но по мере развития сюжета с помощью психологизма автор раскрывает причины такого поведения Печорина.

Максим Максимыч, отставной служащий и добряк, не может в силу своей простоты души разглядеть причины такого хладного обращения Григория с «дикаркой» Бэлой, любви которой он так жаждал. Рассказчик из второй повести, опубликовавший «Журнал Печорина», способен увидеть в глазах главного героя, «которые не смеялись, когда он смеялся», глубокую печаль, смешанную с злобой. Но ничто так не помогает Лермонтову в реализации своего авторского замысла показать причины отчуждения персонажа от жизни, как мысли самого Григория. Печорин способен на глубокое изучение своих чувств и поступков, называет себя «нравственным калекой», говорит о «силах необъятных», которые он не может реализовать. С помощью внутренних монологов автор показал трагизм судьбы главного героя. В «фаталисте» же герой приходит к выводу, что судьба существует, но человек выбирает сам, повиноваться ей или нет. Финальная повесть дает мотивировку всем безжалостным действиям Печорина.

Таким образом, роман состоит не из глав, а из отдельных повестей в силу того, что М. Ю. Лермонтов публиковал их отдельно, по мере написания. Расставление же их не в хронологической порядке, отказ от превращения их в главы, следующие друг за другом, объясняется желанием автора показать истоки пороков Печорина, причины, по которым герой разрушает «чужие надежды» и играет с судьбой.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.