Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема мести по рассказам Виктории Токаревой и Петра Краснова (Итоговое сочинение (декабрьское))

Каждому из нас знакомо чувство обиды на другого человека, которое, если обидели явно несправедливо, нанесли незаживающие душевные раны, способно перерасти в чувство мести. Мстить — значит заставлять обидчика так же мучительно страдать, тем самым как бы восстанавливая справедливость - «око за око». Причём более сильные духом люди, как правило, не опускаются до мести, если пострадали только они; но если удар направлен против близких, дорогих им людей, они становятся орудием мести именно потому, что не могут иначе. Им нечем дышать, и наказать обидчика — значит наказать зло. Посмотрим, как эта проблема раскрывается в художественной литературе, и в качестве примера возьмём рассказы современной писательницы Виктории Токаревой и атамана Белой армии Петра Краснова.

Произведение В. Токаревой «Рождественский рассказ».

Героиня, от лица которой ведётся повествование, вспоминает себя девочкой, купившей для школьного живого уголка простенькую герань. Чтобы понять, что он ощущала, когда ученик той же школы Борька Карпов намеренно разбил горшок с цветком, посмотрим на её отношение к герани. Цветок этот как будто «сам Господь Бог сотворил»; он «не игрушка, а живое существо с растительным сознанием». Хоть он и очень нравится девочке, ей приятно сознавать, что и другие дети будут на него любоваться. Налицо все предпосылки для того, чтобы отомстить бессердечному и глупому Борьке, ведь не может же «убитый цветок так и остаться неотмщённым». Но главное даже не в этом. С этого «неотмщения» героиня ведёт счёт своим жизненным неудачам, относя себя к разряду «пораженок». И вот спустя пять лет судьба сталкивает её с Карповым. Тот изменился: жизнь уже побила его, с него слетел флёр наглости, и он теперь вызывает только сострадание. Героиня поступила мудро: не сказав ни слова упрёка, она положила на колени Борьки розу, тем самым подсознательно «отпуская» детскую обиду из своей души. А Борька внезапно узнал её, вспомнил о своём проступке, значит, поступок девушки пробудил в нём что-то доброе, достучался до совести. Чем не месть? Тонкая, филигранная, но действенная. Иногда простить обидчика, стать нравственно выше его — значит одержать победу над злом, не растратив душевной теплоты, не потеряв себя как личность.

В рассказе «Сволочей тоже жалко» того же автора описана куда более серьёзная ситуация. Матери сообщают страшный диагноз её дочери, который ничем не был подкреплён. Первый вопрос — зачем? Фаина, генеральша, врач Кремлёвской больницы, сама вызвавшаяся помочь, по словам мужа рассказчицы, просто «сволочь». Ей руководит не зависть, а то, что в народе называют энергетическим вампиризмом, когда человек самоутверждается за счёт других людей: ему хорошо, когда другим плохо. В своё время она увела молодого мужа из семьи. Оказывая «помощь» человеку, она делает всё, чтобы вызвать у того чувство вины. Сообщая матери страшный диагноз, она «пронзительным взглядом» «буквально впивается» той в лицо — ей нужно видеть чужое страдание. Когда же героиня сообщила об ошибочности, скорее всего, придуманного Фаиной диагноза, та даже обиделась, не извинившись. Скажите, разве такой человек не достоин жестокого к себе отношения? Однако героиня не стала мстить, тем более что со здоровьем дочери всё обернулось благополучно. Отомстила жизнь: «недавно...муж умер в гараже возле машины, а сын выпал из окна. Наркотики». Да и сама Фаина из «огромной, как сидячий бык» тётки превратилась в худую старуху, вызывающую только жалость. Она уже и забыла давно, как «воткнула нож в сердце» рассказчицы, а та тоже не в силах её оттолкнуть. Героиня не пустила в своё сердце чувство мести и не проиграла. Справедливость так или иначе восторжествовала.

Но бывают события ещё более ужасные. Атаман Пётр Краснов в рассказе «Восьмидесятый» описывает одно из таких событий. Штабс-капитан, офицер Константин Петрович Кусков вместе со своим полком отступал под натиском Красной армии. Наиболее политически нетерпимые красноармейцы подстрекают остальных к самосуду над белыми офицерами и их семьями. На глазах Кускова надругались над его женой, потом над двенадцатилетней дочерью, «а сына восьми лет и дочь четырёх убили, разрубили на куски» - «помни солдатскую школу». Разве можно с этим жить? Восемьдесят солдат «творили убийства и насилия», подстрекали к этому и других, вот почему герой рассказа поклялся так же жестоко отомстить восьмидесяти другим солдатам-агитаторам. Его месть была страшной — он вспарывал ножом живот солдата, всё время оставаясь неузнанным, до тех пор пока не убил восьмидесятого. Теперь он готов и сам принять смерть перед лицом разъярённой толпы. Он не боится смерти, он и так давно умер в душе: месть разъела её полностью. Можно по-разному отнестись к герою рассказа, но вот в толпе, окружившей его, «на многих лицах сквозило уважение к этому человеку». И решение, которое приняли люди, стало неожиданным для офицера Кускова - «безмолвный народный суд приговорил его к самой жестокой пытке — жить». Может быть, на финал рассказа, написанного в 1918 году, повлияла легенда о Ларре М. Горького, созданная четырнадцатью годами ранее?

Подведём итоги сказанному. Если выражаться метафорически, месть — это душевная ржа, разъедающая и опустошающая душу. Если жизнь толкает человека на путь мести, он должен понимать, что, живя местью, он утратит себя как личность — это плата за восстановление справедливости. Если есть хоть малейшая возможность — предоставь обидчика силам Вселенной, просто самоустранись. А там неизбежно сработает закон бумеранга.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.