Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Какова роль лирических отступлений в поэме «Мёртвые души»? (Гоголь Н. В.)


Николай Васильевич Гоголь в своих произведениях затрагивал проблемы крепостного права и угнетения народа;писателя также волновало будущее России. Все свои переживания он отразил в поэме «Мёртвые души». Почему именно этот литературный жанр? Потому что всё произведение, все главы буквально пропитаны лирическими отступлениями. Они играют важнейшую роль в раскрытии идеи и темы «Мёртвых душ». Все отступления разделяются на два типа: эпические (служат для раскрытия характеров и образов) и непосредственно лирические (отображают внутренние переживания автора о судьбе России).


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Чтобы точнее определить значение всех отступлений, разберём основные главы поэмы.

В первой главе Н. В. Гоголь размышляет о «тонких и толстых»: «мужчины здесь, как и везде, были двух родов». Тонкие всегда были вокруг дам, «просто благовидные». Толстые же «косились и пятились от девушек», были почетными городскими чиновниками. Автор с огорчением замечает, что люди буквально зациклились на своих статусах: «Увы! Толстые умеют лучше…обделывать дела свои», «Тоненькие служат больше по особенным поручениям». Возможно, с неким сарказмом или иронией, гиперболизируя,

Н. В. Гоголь хотел показать не только внутренние различия между «средними» и богатыми, но и выделить их образ, некий портрет, чтобы читателям было легче его представить. Таким образом, с помощью эпического отступления автор в начале поэмы дает небольшую подсказку, о чем будет идти речь дальше, наводит читателей на рассуждения о чинопочитании.

«Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения», — так начинается лирическое отступление в третьей главе произведения. Н. В. Гоголь рассуждает с одной стороны о богатстве русского языка, его красоте: «хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки». С другой же, автор подмечает находчивость русского человека: «есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим 200 душ, будут говорить иначе, чем с тем, у кого их 300…». Писатель ни в коем случае не упрекает народ. Гоголь восхищается, даже удивляется этому качеству: «гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его?» Значит, автор с помощью отступления показывает, что несмотря на все проблемы, русский народ – особенный, неповторимый, с душой и «изюминкой», нежели «французы или немцы».

Очень ярким примером является лирическое отступление в шестой главе о человеческой жизни. «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!», - эмоциональное возмущение автора передает основную мысль этой главы. Плюшкин замыкает цепь среди помещиков, олицетворяет последнюю ступень деградации чиновников. Герой – настоящий образец нравственного и физического вырождения, «прореха на человечестве». Писатель утверждает, что такие «мертвые души», как Плюшкин, приведут Россию к гибели. Н. В. Гоголь понимает, что практически бессилен по отношению к этой проблеме, поэтому и решает высказать свой «крик души» читателям.

«Повесть о капитане Копейкине» — лирическое отступление, превратившееся в отдельную повесть. Писатель затрагивает очень большую проблему взаимоотношения «маленького человека» и власти. Капитан просит помощи у верхов с социальным обеспечением: «Пойду в комиссию». Не трудно догадаться, что никакой поддержки он не получил: «Жизнь-то петербургская его уже поразобрала», «ему подносят горькое блюдо под названием «завтра»». В итоге, чтобы хоть как-то решить проблему, начальник просто высылает Копейкина на малую родину… Неоднозначна концовка повести: «появилась…шайка разбойников, а атаман-то… не кто другой…» Н. В. Гоголь показал одну из темных сторон жизни в России, а именно произвол и бездушие чиновников. Читатели начинают рассуждать и с ужасом понимают, что в наше время почти ничего не изменилось.

Заключительные лирические отступления в последней главе первого тома несут в себе торжественный, восхваляющий характер: «Эх, тройка!» Писатель рассуждал судьбе России, каждая строчка пропитана любовью и заботой: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» Н. В. Гоголь сравнивает Россию с тройкой лошадей, несущихся вдаль, которых нельзя догнать. Тем самым автор указывает на светлое будущее России. Но писатель и сам не знает, что будет с Родиной дальше: «…дай ответ. Не дает ответа», — это его и тревожит. Тревожат люди, которые здесь живут, те самые чиновники. Автор боится за будущее страны, если ей будут управлять такие люди. Это и есть самый главный вопрос, который остается без ответа.

Таким образом, лирические отступления играют немаловажную роль в поэме. С их помощью автор выражает любовь и чувство патриотизма к России, описывает не только светлые, но и тёмные стороны жизни, рассуждает о людях, живущих здесь, об их характерах. Н. В. Гоголь через столетия пронес до сих пор актуальные проблемы в обществе для того, чтобы мы учились на ошибках героев и не допустили такого в реальной жизни. Ведь будущее страны зависит только от нас.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id71181




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 02:20:15
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение