Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Мотив несбывшихся надежд в произведениях А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и И. С. Тургенева «Ася», «Отцы и дети». Часть 1 (Сравнительный анализ)


В произведениях, написанных в период распространения реализма в XIX веке, мотив несбывшихся надежд проходит отголоском романтических принципов. Психологическая достоверность героев и объективизм в романе в стихах “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, в романе “Отцы и дети” и в повести “Ася” И. С. Тургенева преобладают над вниманием к чувствам героев, однако в нравственном идеале обоих авторов содержатся любовные переживания под давлением судьбы, общества и собственных идей героя.

Евгений Онегин, главный герой одноимённого романа, изначально воспринимается читателем, как блистающий во всех кругах интересов юноша, который более всего преуспевает в “науке страсти нежной”.


Способность Онегина к лицемерию и притворству, воспринимаемые светом как деликатность и учтивость, в скором времени перестаёт удовлетворять героя; роскошь и блеск высшего общества пресыщают его, мода и франтовство лишаются смысла, когда ему наскучивает пёстрое разнообразие одинаковых дней. Ещё за пределами романа, до знакомства с читателем, Онегин не просто теряет надежду на возможность вести осмысленную и полноценную жизнь, которая не принесёт разочарования, но даже не получает представления об этой возможности. Он, утратив интерес к миру и жизни из-за влияния высшего общества, от поглощающей его “русской хандры” готов покинуть городскую суету, поэтому уезжает в деревню своего дяди, доставшуюся ему по наследству. И здесь его радость от перемены обстановки сталкивается со скукой: по истечении двух дней ему, как реалистическому типу героя, надоедает тишина природы и уединение.

Побуждаемый желанием разнообразить свои дни, Онегин знакомится с Ленским, равным ему по образованию и положению поместным дворянином. Молодой человек, который “сердцем милый был невежда” и для которого цель жизни “была заманчивой загадкой”, искренне верит в человеческую добродетель, воспевает любовь и “поблёклый жизни цвет”, иначе говоря, всячески проявляет себя романтическим героем. “Стихи и проза, лёд и пламень” – так автор противопоставляет двух героев, два склада характера и, соответсвенно, две эпохи, романтизм и реализм. Онегин, сдерживая “охладительное слово”, не хочет мешать другу верить в совершенство мира, прощает ему “юный жар и юный бред”. Ленский же простодушно и искренно доверяет ему все свои тайны и сокровенные чувства.

На друзей знакомство с семьёй Лариных производит разное впечатление. Часто бывавший у них Ленский влюбляется в Ольгу, подарившую поэту “младых восторгов первый сон” и надежду на соединение их судеб. Он пишет ей нежные стихи, оставляет в её альбоме рисунки, в мечтаниях и юношеских грёзах проводит с ней время. Онегин отдаёт предпочтение Татьяне, но не испытывает к ней сильных чувств, он только предполагает свой выбор в сравнении с Ленским. Однако сама Татьяна встречает в его образе того героя, о котором читала многочисленные романы и которого представляла наяву именно таким. Она “в ослепительной надежде” верит в него, созданного её воображением. Автор-рассказчик, противопоставляя Татьяну с красавицами холодного света, признаётся, что “с ужасом читал // Над их бровями надпись ада: // Оставь надежду навсегда”, тогда как её чувствительность, вера в предзнаменования и страстная влюблённость выдают в ней черты противопоставленной обществу романтической героини, предпочитающей уединение и замкнутость.

Письмо Татьяны являет читателю силу её любви к Онегину и надежды на его благородство, раскрывает глубину её переживаний. Полученный героиней ответ не разрушает её мечты, но делает её более взрослой и осторожной. Будущие события – ссора двух неразлучных друзей, их дуэль, спешный отъезд победившего – заставят Татьяну отказаться от выдуманного романтического образа, понять его ошибочность, но не отнимут у неё чувств к Онегину. Через много лет главный герой шлёт письмо Татьяне с той же искренней верой в снисхождение и благородство души, но встречает суровую неприступность и гнев. Ему кажется, что он теряет надежду, однако в его душе, как и в душе Татьяны, живёт воспоминание о былых чувствах, возрождается любовь. Мотив надежды пересекается с приёмом симметрии: оба героя осознают свои чувства слишком поздно, поэтому любовный конфликт, возникший не без влияния света, не может быть разрешён. Сила изображённых автором характеров состоит в том, что они способны питать на надежды на счастливое будущее, осознавая при этом их несбыточность. Именно по этой причине финал романа остаётся открытым, что даёт право читателю предположить дальнейшую судьбу Онегина и Татьяны. Их романтические и реалистические черты не могут соединиться в одном образе, но тяготеют друг к другу.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 06:17:29
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение