Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского как первая литературная сказка для детей (Школьные сочинения)

Большинство людей ошибочно думают, что сказки – как народные, так и авторские – это жанр, созданный специально для детей. Однако если мы обратимся к неадаптированным текстам сказок (как русских, так и других народов), то увидим, что сюжеты их адресованы далеко не детям. То же самое касается и сказок А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского (чего стоит хотя бы тот факт, что в некоторых изданиях для детей «Сказка о царе Салтане» печатается с купюрами). Вообще долгое время в России не было детской литературы как таковой и лишь в XIX веке ситуация начала меняться. Первым произведением для детей считается «Черная курица, или Подземные жители», имеющим подзаголовок «волшебная повесть для детей». Написана эта сказка Алексеем Алексеевичем Перовским, творившим под псевдонимом Антоний Погорельский, в 1829 году для своего племенника, будущего писателя и поэта А.

К. Толстого.

Так как сказка адресована ребенку, то и своим содержанием она рассчитана на детское восприятие. Главным героем сказочной повести является воспитанник мужского пансиона Алёша, персонаж, именем и возрастом схожий с племенником автора.

Несмотря на то, что «Черная курица, или Подземные жители» является первым сказочным произведением для детей, оно не изолировано от окружающей писателя литературной обстановки. Первая половина XIX века характеризуется быстрым развитием романтического направления, более того, сам Перовский дебютировал, написав романтическую повесть «Лафертовская маковница». Поэтому неудивительно, что и сказка Погорельского создана в духе лучших традиций романтизма.

С первых строк произведения читатель видит отличие данной сказки от фольклорной: народные сказки, как правило, лишены пространственно-временной конкретики, в то время как в «Черной курице» рассказчик дает точное указание времени и места действия: «Лет сорок тому назад в С.-Петербурге, на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который еще и до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти…». Примечательно, что фраза про то, что многие помнят этот пансион, намекает о реальности последующих событий.

Автор подробно описывает быт той эпохи: ношение мужчинами париков, длинные волосы у воспитанников, активное использование немецкого языка. На фоне этих деталей образ Алеши становится еще более живым. Надо сказать, что Погорельский безусловно хорош знал психологию, в том числе, психологию ребенку, поэтому его персонаж выглядит абсолютно живым ребенком, а не картонной куклой, делающей только хорошие либо только плохие поступки. Алеша, как и положено ребенку, тоскует по своим родным, любит помечтать, еще не вышел из того возраста, когда верят в волшебство, и потому часто ждет фею с подарком или весточкой от родителей.

Путешествия в подземное царство описывается как реалистичное происшествие: писатель подробно описывает и убранство спален старушек-голландок, и коридор с рыцарскими латами. Примечательно, что двоемирие как характерная особенность романтизма, в сказке Перовского сочетается с фольклорной традицией тройного повтора: три раза пытался Алеша с Чернушкой попасть в подземное царство, и только с третьего раза они попали во дворец. Граница между миром реальным и ирреальным размыта: Алеше утром кажется, что всё ему приснилось, но он обнаруживает в постели завернутое конопляное зернышко – благодарность короля маленького народа.

Так как сказка написана в подарок племяннику, Перовский не мог обойти стороной нравственное воспитание будущего читателя. Алеша, в начале повести представлен как мальчик «умненький, миленький», которого «все любили и ласкали». Однако подарок короля, дарующий ему право не учить уроки, делает из скромного ребенка настоящего гордеца и эгоиста, изводящего своих товарищей и учителей шалостями и высокомерием. Однако в сказках зло должно быть повержено, и в данном случае это зло в душе мальчика: Алеша сталкивается с неприязнью товарищей, недоверием учителей и, теряя голову, рассказывает о своем волшебном зернышке. Совершив предательство, он горько поплатился за это: мальчика высекли, но горше всего было раскаяние и чувство, приведшее к тяжелой болезни. По сути, болезнь Алеши можно рассматривать как катарсис, благодаря которому он из самовлюбленного гордеца вновь превратился в прилежного скромного мальчика.

Финал сказки нельзя назвать счастливым, но он дает нравственный урок своим маленьким читателям. Мораль в нем ненавязчива, тем самым финал не отталкивает, а, напротив, заставляет задуматься.

Сказка, написанная как подарок конкретному ребенку, положила начало детской литературе как таковой. Созданная с любовью и уважением к ребенку, «Черная курица, или Подземные жители» как нельзя лучше иллюстрирует знаменитое высказываение К. И. Чуковского: «Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.