Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Июнь» Д. Л. Быков (Читательский дневник)


1. Дмитрий Львович Быков

2. «Июнь»

3. Для 11 класса (18+)

4. Роман

5. Произведение было написано в 2017 году. Современная литература... Знаете, что мне не даёт покоя при прочтении книг о советской России? Неужели люди были так низки и гадки? Где та культура и порядочность, которую пропагандировали в кино и литературе тех времён.


Я понимаю — была цензура. Но... неужели общество было настолько лицемерно? Или извращённая и прогнившая фантазия некоторых современников пытается исказить непорочность прошлого? Для оправдания нынешнего...

6. Действие произведения происходит в Москве в 1939-41 годах.

7. Главным героем первой части является Миша Гвирцман. Студент третьего курса ИФЛИ. Ему всё давалось легко в жизни — он славился обаянием и талантом, умом и чуткостью. Он многих околдовывал своим очарованием. Лёгкий, добрый и никогда не лез за словом в карман. Являлся многообещающим поэтом. Во второй части — Борис Гордон. Он немолодой журналист. Женат. Весьма циничен, одинок, но ещё способен видеть красоту. Третий — Игнатий Крастышевский. Писатель, разработавший особенную схему сочетания слов и букв, которая может воздействовать на бессознательное людей.

8. Миша влюбляется в Валю Крапивину, которая слывёт в университете за незамужнюю вдову героя — её возлюбленный Тузеев погиб на войне. Валя не хочет терять свою репутацию и поэтому обвиняет Гвирцмана в домогательстве и насилии, которых не было. Его осуждают все, хотя и понимают абсурдность обвинений. Просто потому, что он чужд всем, наделён большими возможностями с рождения. Равнее равных. Его отчисляют. Миша начинает работать в медицинском учреждении. Знакомится с Лией, будто внеземной девушкой — всё понимающей, одухотворённой и предчувствующей будущее. И вновь судьба сводит его с Валей, которая погрязла в пороке. На этот раз у них всё получается — грязно, пошло, но с особой сладостью. Лия понимает Мишу, не осуждает — она знала заранее, что так будет. Однако она думала, что Миша сможет справиться со своей тьмой в душе и преобразиться. А тьма разрослась... Мишу едва ли не призывают в армию, но отпускают — ему везёт. И даже восстанавливают в университете. Обе девушки выходят замуж, а Миша продолжает пополнять свой сексуальный опыт. В преддверии войны стало очень легко найти девушек, нуждающихся в крепком плече... хотя бы на одну ночь. Лия хотела попрощаться с Мишей, но не застала его дома — она понимает, что они больше никогда не увидятся.

Вторая часть — это своеобразный монолог журналиста Бориса. Это биография, пропитанная размышлениями автора. О страхе возможного союза Германии и СССР. О страхе нервозных людей, готовых видеть шпиона в каждом встречном. Борис влюбляется в Алю — молодую и наивную девушку, вернувшуюся на Родину из Германии. Они много разговаривают, Борис наконец чувствует родство душ — такое неизвестное доныне. Его жена Муретта не хотела разводиться с ним и спровоцировала аварию, вследствие которой получила травмы лица. Чувством вины она попыталась привязать к себе мужа. И даже напрямую договорилась с ним — он может делать всё, что хочет, но не делать единственного — не разводиться с ней. Борис соглашается, но почти всё время проводит с Алей. Пока её не увозят и не сажают в тюрьму. Почему? Она ведь иммигрантка, а значит, опасна... Больше нет той смелой и светлой девушки Али, её растоптали, уничтожили. Сюжет очень напоминает роман «1984». Кругом доносчики, нужно признать свою вину — ведь все мы своей сути виновны. А ещё автор в этой части очень сильно проявляет замашки Балабанова. «Груз 200». Когда девушка воплощает поруганную страну. Муретта — прекрасная Россия, в своей ревности и беспомощности получившая шрам на пол-лица и потерявшая веру в себя и смысл жизни. Аля — Германия, которая из процветающей и красивой девушки превратилась в загнанное и использованное животное.

Игнатий убеждён, что словами может воздействовать на решения и действия людей. Сначала он пропагандирует принцип «мир во всём мире», но с завоеванием фашистами Польши, его мнение резко меняется. Он понимает — война неизбежна, дьявола нужно уничтожить. Хотя все газеты кричат — союз между Германией и Россией перманентен, мысли о войне — наглая ложь и клевета. Но это не останавливает героя - он агитирует людей к началу военных действий.

Заканчивается роман безмолвной сценой столпотворения вокруг столба с репродуктором. Звучит радостная, бодрая военная музыка. Но лица у всех были серыми. Все молчали. Люди узнали о начале войны.

Что же мы видим? Отнюдь не моральное общество. А болезненное, невротическое, ищущее теплоту личностных отношений, а находящее только пошлое соитие. Сломленные люди лживой страны. Тайная недоброжелательность — коллективное чувство, захватившее обманутых людей.

9. Я хочу написать несколько мыслей из этой книги, которые впечатлили меня до глубины души.

Все наши беды от невежества и халтуры. Кому-то было лень, другие решили — и так сойдёт, а третьи и вовсе ни к чему не причастны. А после этого мы удивляемся — почему же всё катится в тартарары. И людей бросают на убой.

«Каков же должен быть катаклизм, из которого внезапно образовались бы новые, не гнилые люди?» Приближалась война... А затем настал коммунизм — изменения были близки, но порочный круг оказался сильнее.

«Всякий римский мыслитель имеет основное занятие: он либо император, либо политик, либо воспитатель тирана.» Важно применять теория на практике, иначе всё бессмысленно. Действовать, а не только вести демагогию.

«Если скажешь, что был пьян и плохо соображал, это будет вообще прекрасно. Алкоголик — это уже родной.»

«Это совершенно неважно, виноват ты или нет. Когда-нибудь ты это поймёшь.» Всё у нас так... виноватый без вина и без вины. Просто таково стечение обстоятельств, кого-то обвинить всегда удобно. Найти козла отпущения. С хорошими людьми порой случаются плохие события.

«Он сам не понимал, что существует уже в больной логике: постоянно оправдывается перед невидимыми милостивыми государями.»

«Институт выполнял единственную функцию: помещал всех в аквариум, давал отсрочку от жизни. Возможно, в таком аквариуме можно достигнуть выдающихся результатов, но цена этих достижений незначительная. Но в этом аквариуме получались стихи более настоящие, чем жизнь.»

«Побыть лишним иногда совсем не лишне. Лучше лишним, чем пристроенным.»

«Черта новых поколений — эмоциональная скудость.»

«В последнее время серьёзных споров не было, каждый думал о том, как воспримут его слова, и никто не высказывался по сути.»

«Что же это за время, когда для доказательства своей порядочности обязательно нужна война, а в мирное время уже никто не верит никому.»

«Дети поражали его необыкновенной тупостью, а следующим досталась баранья покорность, короткая память, нулевое воображение. Старших растили для великого дела, а этих одинаковых, даже не озлобленных, а просто тупых детей — для жизни в новом мире.» Это ж как мы деградируем...

«На войне желание жить было изменой, и те, кому было чем дорожить, объявлялись предателями.»

«Он понимал: американец неуязвим — его можно ограбить или убить, вот только худо тебе будет. А в русском всегда есть уязвимость — его защищать не станут.»

«Они ненавидели всех, кто сопротивлялся, и презирали всех, кто покорствовал.»

«Формула правящей касты есть формула всех гибнущих режимов: после нас хоть потоп.»

«Сверхчеловек такой графоманщик. Ведь зачем им нужен конец всего? Чтобы всё списалось.»

«Застыв на грани сверхчеловечества и почуяв его незнакомый химический запах, человечество стремглав устремилась назад, и вправе ли мы упрекать его за это? Не сам ли он понимал, что большая война неизбежно покажется массе единственным выходом, - ибо иначе она прыгнет в новое состояние, а это новое состояние для масс неприемлемо?».

В целом... мне понравился стиль и язык автора, сюжетные линии и атмосфера предвоенных лет, мрак человеческой души. Но везде присутствует некая недосказанность, что вызывает некоторое негодование. Хотя в этом и заключается абсурд жизни — повествование может закончиться в совершенно неожиданный момент и придётся с этим смириться. У героев этого романа всё закончилось июнем — началом войны 22 июня 1941 года, о котором они даже не говорят. Потому что война — это вскрытый нарыв, который созревал в течении двух лет. Война — это катарсис, кардинальное избавление от накопившейся скверны. Некоторых событий невозможно избежать, даже если всячески стараться их приближение не замечать.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 09:08:01
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение