Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Июнь» Д. Л. Быков (Читательский дневник)

1. Дмитрий Львович Быков

2. «Июнь»

3. Для 11 класса (18+)

4. Роман

5. Произведение было написано в 2017 году. Современная литература... Знаете, что мне не даёт покоя при прочтении книг о советской России? Неужели люди были так низки и гадки? Где та культура и порядочность, которую пропагандировали в кино и литературе тех времён. Я понимаю — была цензура. Но... неужели общество было настолько лицемерно? Или извращённая и прогнившая фантазия некоторых современников пытается исказить непорочность прошлого? Для оправдания нынешнего...

6. Действие произведения происходит в Москве в 1939-41 годах.

7. Главным героем первой части является Миша Гвирцман.

Студент третьего курса ИФЛИ. Ему всё давалось легко в жизни — он славился обаянием и талантом, умом и чуткостью. Он многих околдовывал своим очарованием. Лёгкий, добрый и никогда не лез за словом в карман. Являлся многообещающим поэтом. Во второй части — Борис Гордон. Он немолодой журналист. Женат. Весьма циничен, одинок, но ещё способен видеть красоту. Третий — Игнатий Крастышевский. Писатель, разработавший особенную схему сочетания слов и букв, которая может воздействовать на бессознательное людей.

8. Миша влюбляется в Валю Крапивину, которая слывёт в университете за незамужнюю вдову героя — её возлюбленный Тузеев погиб на войне. Валя не хочет терять свою репутацию и поэтому обвиняет Гвирцмана в домогательстве и насилии, которых не было. Его осуждают все, хотя и понимают абсурдность обвинений. Просто потому, что он чужд всем, наделён большими возможностями с рождения. Равнее равных. Его отчисляют. Миша начинает работать в медицинском учреждении. Знакомится с Лией, будто внеземной девушкой — всё понимающей, одухотворённой и предчувствующей будущее. И вновь судьба сводит его с Валей, которая погрязла в пороке. На этот раз у них всё получается — грязно, пошло, но с особой сладостью. Лия понимает Мишу, не осуждает — она знала заранее, что так будет. Однако она думала, что Миша сможет справиться со своей тьмой в душе и преобразиться. А тьма разрослась... Мишу едва ли не призывают в армию, но отпускают — ему везёт. И даже восстанавливают в университете. Обе девушки выходят замуж, а Миша продолжает пополнять свой сексуальный опыт. В преддверии войны стало очень легко найти девушек, нуждающихся в крепком плече... хотя бы на одну ночь. Лия хотела попрощаться с Мишей, но не застала его дома — она понимает, что они больше никогда не увидятся.

Вторая часть — это своеобразный монолог журналиста Бориса. Это биография, пропитанная размышлениями автора. О страхе возможного союза Германии и СССР. О страхе нервозных людей, готовых видеть шпиона в каждом встречном. Борис влюбляется в Алю — молодую и наивную девушку, вернувшуюся на Родину из Германии. Они много разговаривают, Борис наконец чувствует родство душ — такое неизвестное доныне. Его жена Муретта не хотела разводиться с ним и спровоцировала аварию, вследствие которой получила травмы лица. Чувством вины она попыталась привязать к себе мужа. И даже напрямую договорилась с ним — он может делать всё, что хочет, но не делать единственного — не разводиться с ней. Борис соглашается, но почти всё время проводит с Алей. Пока её не увозят и не сажают в тюрьму. Почему? Она ведь иммигрантка, а значит, опасна... Больше нет той смелой и светлой девушки Али, её растоптали, уничтожили. Сюжет очень напоминает роман «1984». Кругом доносчики, нужно признать свою вину — ведь все мы своей сути виновны. А ещё автор в этой части очень сильно проявляет замашки Балабанова. «Груз 200». Когда девушка воплощает поруганную страну. Муретта — прекрасная Россия, в своей ревности и беспомощности получившая шрам на пол-лица и потерявшая веру в себя и смысл жизни. Аля — Германия, которая из процветающей и красивой девушки превратилась в загнанное и использованное животное.

Игнатий убеждён, что словами может воздействовать на решения и действия людей. Сначала он пропагандирует принцип «мир во всём мире», но с завоеванием фашистами Польши, его мнение резко меняется. Он понимает — война неизбежна, дьявола нужно уничтожить. Хотя все газеты кричат — союз между Германией и Россией перманентен, мысли о войне — наглая ложь и клевета. Но это не останавливает героя - он агитирует людей к началу военных действий.

Заканчивается роман безмолвной сценой столпотворения вокруг столба с репродуктором. Звучит радостная, бодрая военная музыка. Но лица у всех были серыми. Все молчали. Люди узнали о начале войны.

Что же мы видим? Отнюдь не моральное общество. А болезненное, невротическое, ищущее теплоту личностных отношений, а находящее только пошлое соитие. Сломленные люди лживой страны. Тайная недоброжелательность — коллективное чувство, захватившее обманутых людей.

9. Я хочу написать несколько мыслей из этой книги, которые впечатлили меня до глубины души.

Все наши беды от невежества и халтуры. Кому-то было лень, другие решили — и так сойдёт, а третьи и вовсе ни к чему не причастны. А после этого мы удивляемся — почему же всё катится в тартарары. И людей бросают на убой.

«Каков же должен быть катаклизм, из которого внезапно образовались бы новые, не гнилые люди?» Приближалась война... А затем настал коммунизм — изменения были близки, но порочный круг оказался сильнее.

«Всякий римский мыслитель имеет основное занятие: он либо император, либо политик, либо воспитатель тирана.» Важно применять теория на практике, иначе всё бессмысленно. Действовать, а не только вести демагогию.

«Если скажешь, что был пьян и плохо соображал, это будет вообще прекрасно. Алкоголик — это уже родной.»

«Это совершенно неважно, виноват ты или нет. Когда-нибудь ты это поймёшь.» Всё у нас так... виноватый без вина и без вины. Просто таково стечение обстоятельств, кого-то обвинить всегда удобно. Найти козла отпущения. С хорошими людьми порой случаются плохие события.

«Он сам не понимал, что существует уже в больной логике: постоянно оправдывается перед невидимыми милостивыми государями.»

«Институт выполнял единственную функцию: помещал всех в аквариум, давал отсрочку от жизни. Возможно, в таком аквариуме можно достигнуть выдающихся результатов, но цена этих достижений незначительная. Но в этом аквариуме получались стихи более настоящие, чем жизнь.»

«Побыть лишним иногда совсем не лишне. Лучше лишним, чем пристроенным.»

«Черта новых поколений — эмоциональная скудость.»

«В последнее время серьёзных споров не было, каждый думал о том, как воспримут его слова, и никто не высказывался по сути.»

«Что же это за время, когда для доказательства своей порядочности обязательно нужна война, а в мирное время уже никто не верит никому.»

«Дети поражали его необыкновенной тупостью, а следующим досталась баранья покорность, короткая память, нулевое воображение. Старших растили для великого дела, а этих одинаковых, даже не озлобленных, а просто тупых детей — для жизни в новом мире.» Это ж как мы деградируем...

«На войне желание жить было изменой, и те, кому было чем дорожить, объявлялись предателями.»

«Он понимал: американец неуязвим — его можно ограбить или убить, вот только худо тебе будет. А в русском всегда есть уязвимость — его защищать не станут.»

«Они ненавидели всех, кто сопротивлялся, и презирали всех, кто покорствовал.»

«Формула правящей касты есть формула всех гибнущих режимов: после нас хоть потоп.»

«Сверхчеловек такой графоманщик. Ведь зачем им нужен конец всего? Чтобы всё списалось.»

«Застыв на грани сверхчеловечества и почуяв его незнакомый химический запах, человечество стремглав устремилась назад, и вправе ли мы упрекать его за это? Не сам ли он понимал, что большая война неизбежно покажется массе единственным выходом, - ибо иначе она прыгнет в новое состояние, а это новое состояние для масс неприемлемо?».

В целом... мне понравился стиль и язык автора, сюжетные линии и атмосфера предвоенных лет, мрак человеческой души. Но везде присутствует некая недосказанность, что вызывает некоторое негодование. Хотя в этом и заключается абсурд жизни — повествование может закончиться в совершенно неожиданный момент и придётся с этим смириться. У героев этого романа всё закончилось июнем — началом войны 22 июня 1941 года, о котором они даже не говорят. Потому что война — это вскрытый нарыв, который созревал в течении двух лет. Война — это катарсис, кардинальное избавление от накопившейся скверны. Некоторых событий невозможно избежать, даже если всячески стараться их приближение не замечать.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.