Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Рецензия на повесть В. Ф. Пановой «Серёжа» (Школьные сочинения)

Детская литература, как и литература о детях, это особый вид творчества. Ещё двести лет назад художественная проза не разделялась на детскую и взрослую, - считалось, что в этом нет необходимости. И лишь в XIX веке начали выходить в свет издания, разработанные специально для детей. Однако наибольшего расцвета детская отечественная литература достигла в ХХ веке, и способствовала этому Октябрьская революция и последовавшее вслед за ней переустройство всех сфер жизни и деятельности российского общества.

Как бы сегодня не ругали (порой вполне заслужено) советскую власть, однако именно во время СССР, с его любовью к протоколам, шаблонам, образцам и т. п., детская литература стала особой отраслью литературного творчество, а детский писатель – профессией. Впервые произошло разделение (причем научно обоснованное, с учетом психологических особенностей детей разных возрастов) художественных произведений на литературу для детей дошкольного и школьного возрастов с дополнительной градацией. Сборники произведений составлялись с учетом того, что наиболее интересно для ребенка того или иного возраста, и, действительно, дети, читая, находили в этих книгах что-то своё, что близко именно ему или ей, то, что находило отклик в детской душе.

В один из таких сборников, предназначенных для младших школьников, издательством «Детская литература» была включена повесть Веры Федоровны Пановой «Серёжа. Несколько историй из жизни очень маленького мальчика». Имя Веры Федоровны Пановой известно всем любителям отечественной литературы: её произведения выходили многотысячными тиражами, по ним ни раз ставились спектакли и делались экранизации. Однако большая часть творчества этого замечательной писательницы – это «взрослая» литература. Для детей и о детях написано не так много: два рассказа «Володя», «Валя» и повесть «Сережа». Вот о последней мне бы и хотелось повести разговор.

Эта книга попала мне в руки в девятилетнем возрасте. Я была читающим ребёнком, но повесть показалась мне слишком большой, и я прочла лишь несколько глав, однако даже эти разрозненные фрагменты сумели вызвать отклик в моей душе. Немного позже я прочла всё произведение целиком и после неоднократно возвращалась к теперь уже любимой книге. Чем же меня так привлекла эта книга? Во-первых, искренностью. В ней нет фальши, нет картонных плоских персонажей (чем, увы, порой грешили советские детские писатели, даже очень хорошие). На все события, которые происходит на страницах повести, мы смотрим глазами Сережи – пяти-шестилетнего мальчика, и мир этот огромен и удивителен. Произведение состоит из нескольких историй, которые показывают, как ребёнок реагирует на значимые события. Второе, что нашло отклик в моей детской душе, это уважение рассказчика в детям, умение заглянуть в детскую душу, точное описание психологии ребёнка. Этим пронизано всё произведение, в принципе, оно и строиться на описании детской и взрослой психологии, их дуализме, и это противостояние мира взрослых и мира детей ложиться в основу конфликта.

Дети в повести показаны именно детьми, со своими страхами, переживаниями, радостями и надеждами. Удивительно, но автор поднимает тему любви/нелюбви детей к родителям: в одной из первых глав мы узнаем, что у Сережи нет папы – «его папа погиб на войне». Мама Сережи Марьяна иногда целовала карточку мужа и давала целовать Сереже: «Он с готовность прикладывал губы к стеклу, затуманившемуся от маминого дыхания, но любви не чувствовал: он не мог любить того, кого видел только на карточке» (1, 9). Настоящая сыновья любовь прорастет в его душе с приходом в дом отчима Коростылева, с уважением и интересом отнесшегося к пасынку. Любовь Коростылева проявляется не в подарках, хотя их он тоже делает, а в чуткости к мальчику, в умении посмотреть на ситуацию глазами ребёнка и, если надо, встать на его защиту. Панова противопоставляет образ Коростылева другим взрослым персонажам книги, и даже посвящает ему отдельную главу, которая так и называется «Какая разница между Коростылевым и другими». Вообще эту главу нужно включать, по моему скромному мнению, в книги для родителей и в учебники по детской психологии, - настолько точно и тонко подметил автор отношение ребёнка к обычным, на наш, взрослый взгляд, вещам. Особенно следует выделить эпизод с наказанием Сережи мамой. Сережа стал жертвой глупого розыгрыша, устроенного гостем. Ребёнок, ещё не умеющий лицемерить и не способный молча проглотить обиду, назвал гостя дураком, за что и был наказан мамой. И уже поздним вечером, лежа в постели, Сережа слышал, как спорят взрослые, обсуждая случившиеся, и с каким жаром Коростылев защищает его: «Про критику и педагогику Сережа не понял, а про дурака понял и почувствовал к Коростылеву благодарность за эти слова» (1, 31). Тема защиты взрослых детьми проходит сквозной нитью через всю ткань повествования. Только зачастую защита подразумевается не физическая, а психологическая. В одном из стихотворений М. И. Цветаевой есть такие строки: «Что для ока – радуга,/ Злаку – чернозем, -/Человеку надоба/ – Человека в нем», и, мне кажется, именно эти слова как нельзя лучше отражают то, что действительно нужно детям: сочувствие и соучастие. В произведении мы видим много взрослых, в окружении которых растет Сережа, но мы не видим –за исключением Коростылева- людей, по-настоящему способных понять маленького человека. Даже мама Сережи Марьяна, казалось бы самый близкий и родной человек, не может понять потребностей сына. В некоторых отзывах можно прочитать, что Марьяна предпочла мужа и новую семью (у них с Коростылевым рождается сын Алексей) старшему сыну; я с такой трактовкой категорически не согласна: Марьяна любит Сережу, но, увы, не хочет, а скорей не может, понять , что творится в душе сына. Она воспитывает его так, как принято было воспитывать детей в то время (да и сейчас так воспитывают): запреты, поощрения, наказания, принятие решений за сына. Показателен пример, когда мама дарит больному Сереже аквариум с рыбками, не понимая, что с рыбками нельзя играть. Марьяна, будучи учительницей начальных классов, отношения с сыном строит, основываясь не на материнской интуиции, а руководствуясь постулатами из учебников по педагогике. Её подход к ребёнку порой слишком жёсток, и, подчас руководствуясь заботой о Сереже, она наносит мальчику серьезную душевную рану. Нельзя упрекать её в этом. Вообще, чтобы лучше понять образ мамы Сережи, нужно прочесть повесть «Ясный берег», в которой Панова подробно описывает взрослых персонажей повести «Сережа», их непростые судьбы, в частности, судьбу Марьяны Субботиной – мамы Сережи. Именно Марьяна приняла решение не брать сына в Холмогоры: мнение врачей о вредности северного климата для мальчика важнее, чем психологическая травма ребёнка. Впрочем, вряд ли она, как и все вокруг, понимала всю глубину детского горя. И лишь Коростелев, прежде соглашаясь с женой в необходимости оставить Сережу до весны дома, вдруг ощущает ту боль и разочарование, которое чувствует его сын (а он, безусловно, считает Сережу сыном) и принимает волевое решение ехать всей семьей.

Конец повести счастливый, каким, наверное, и должен быть конец повести для детей и про детей. Но это не надуманный happy end, а действительно счастливый конец, ведь, как сказал герой фильма «Доживем до понедельника»; «Счастье – это когда тебя понимают».

Литература

1. Панова В.Ф. «Сережа», «Сентиментальный роман», «Валя», «Володя», «Евдокия», «Метелица», «Проводы белых ночей»./М., Л., ГИХЛ. 1963

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.