—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

–ецензи€ на повесть ¬. ‘. ѕановой Ђ—ерЄжаї (Ўкольные сочинени€)

ƒетска€ литература, как и литература о дет€х, это особый вид творчества. ≈щЄ двести лет назад художественна€ проза не раздел€лась на детскую и взрослую, - считалось, что в этом нет необходимости. » лишь в XIX веке начали выходить в свет издани€, разработанные специально дл€ детей. ќднако наибольшего расцвета детска€ отечественна€ литература достигла в ’’ веке, и способствовала этому ќкт€брьска€ революци€ и последовавшее вслед за ней переустройство всех сфер жизни и де€тельности российского общества.

 ак бы сегодн€ не ругали (порой вполне заслужено) советскую власть, однако именно во врем€ ———–, с его любовью к протоколам, шаблонам, образцам и т. п., детска€ литература стала особой отраслью литературного творчество, а детский писатель Ц профессией. ¬первые произошло разделение (причем научно обоснованное, с учетом психологических особенностей детей разных возрастов) художественных произведений на литературу дл€ детей дошкольного и школьного возрастов с дополнительной градацией. —борники произведений составл€лись с учетом того, что наиболее интересно дл€ ребенка того или иного возраста, и, действительно, дети, чита€, находили в этих книгах что-то своЄ, что близко именно ему или ей, то, что находило отклик в детской душе.

¬ один из таких сборников, предназначенных дл€ младших школьников, издательством Ђƒетска€ литератураї была включена повесть ¬еры ‘едоровны ѕановой Ђ—ерЄжа. Ќесколько историй из жизни очень маленького мальчикаї. »м€ ¬еры ‘едоровны ѕановой известно всем любител€м отечественной литературы: еЄ произведени€ выходили многотыс€чными тиражами, по ним ни раз ставились спектакли и делались экранизации. ќднако больша€ часть творчества этого замечательной писательницы Ц это Ђвзросла€ї литература. ƒл€ детей и о дет€х написано не так много: два рассказа Ђ¬олод€ї, Ђ¬ал€ї и повесть Ђ—ережаї. ¬от о последней мне бы и хотелось повести разговор.

Ёта книга попала мне в руки в дев€тилетнем возрасте. я была читающим ребЄнком, но повесть показалась мне слишком большой, и € прочла лишь несколько глав, однако даже эти разрозненные фрагменты сумели вызвать отклик в моей душе. Ќемного позже € прочла всЄ произведение целиком и после неоднократно возвращалась к теперь уже любимой книге. „ем же мен€ так привлекла эта книга? ¬о-первых, искренностью. ¬ ней нет фальши, нет картонных плоских персонажей (чем, увы, порой грешили советские детские писатели, даже очень хорошие). Ќа все событи€, которые происходит на страницах повести, мы смотрим глазами —ережи Ц п€ти-шестилетнего мальчика, и мир этот огромен и удивителен. ѕроизведение состоит из нескольких историй, которые показывают, как ребЄнок реагирует на значимые событи€. ¬торое, что нашло отклик в моей детской душе, это уважение рассказчика в дет€м, умение загл€нуть в детскую душу, точное описание психологии ребЄнка. Ётим пронизано всЄ произведение, в принципе, оно и строитьс€ на описании детской и взрослой психологии, их дуализме, и это противосто€ние мира взрослых и мира детей ложитьс€ в основу конфликта.

ƒети в повести показаны именно детьми, со своими страхами, переживани€ми, радост€ми и надеждами. ”дивительно, но автор поднимает тему любви/нелюбви детей к родител€м: в одной из первых глав мы узнаем, что у —ережи нет папы Ц Ђего папа погиб на войнеї. ћама —ережи ћарь€на иногда целовала карточку мужа и давала целовать —ереже: Ђќн с готовность прикладывал губы к стеклу, затуманившемус€ от маминого дыхани€, но любви не чувствовал: он не мог любить того, кого видел только на карточкеї (1, 9). Ќасто€ща€ сыновь€ любовь прорастет в его душе с приходом в дом отчима  оростылева, с уважением и интересом отнесшегос€ к пасынку. Ћюбовь  оростылева про€вл€етс€ не в подарках, хот€ их он тоже делает, а в чуткости к мальчику, в умении посмотреть на ситуацию глазами ребЄнка и, если надо, встать на его защиту. ѕанова противопоставл€ет образ  оростылева другим взрослым персонажам книги, и даже посв€щает ему отдельную главу, котора€ так и называетс€ Ђ ака€ разница между  оростылевым и другимиї. ¬ообще эту главу нужно включать, по моему скромному мнению, в книги дл€ родителей и в учебники по детской психологии, - настолько точно и тонко подметил автор отношение ребЄнка к обычным, на наш, взрослый взгл€д, вещам. ќсобенно следует выделить эпизод с наказанием —ережи мамой. —ережа стал жертвой глупого розыгрыша, устроенного гостем. –ебЄнок, ещЄ не умеющий лицемерить и не способный молча проглотить обиду, назвал гост€ дураком, за что и был наказан мамой. » уже поздним вечером, лежа в постели, —ережа слышал, как спор€т взрослые, обсужда€ случившиес€, и с каким жаром  оростылев защищает его: Ђѕро критику и педагогику —ережа не пон€л, а про дурака пон€л и почувствовал к  оростылеву благодарность за эти словаї (1, 31). “ема защиты взрослых детьми проходит сквозной нитью через всю ткань повествовани€. “олько зачастую защита подразумеваетс€ не физическа€, а психологическа€. ¬ одном из стихотворений ћ. ». ÷ветаевой есть такие строки: Ђ„то дл€ ока Ц радуга,/ «лаку Ц чернозем, -/„еловеку надоба/ Ц „еловека в немї, и, мне кажетс€, именно эти слова как нельз€ лучше отражают то, что действительно нужно дет€м: сочувствие и соучастие. ¬ произведении мы видим много взрослых, в окружении которых растет —ережа, но мы не видим Цза исключением  оростылева- людей, по-насто€щему способных пон€ть маленького человека. ƒаже мама —ережи ћарь€на, казалось бы самый близкий и родной человек, не может пон€ть потребностей сына. ¬ некоторых отзывах можно прочитать, что ћарь€на предпочла мужа и новую семью (у них с  оростылевым рождаетс€ сын јлексей) старшему сыну; € с такой трактовкой категорически не согласна: ћарь€на любит —ережу, но, увы, не хочет, а скорей не может, пон€ть , что творитс€ в душе сына. ќна воспитывает его так, как прин€то было воспитывать детей в то врем€ (да и сейчас так воспитывают): запреты, поощрени€, наказани€, прин€тие решений за сына. ѕоказателен пример, когда мама дарит больному —ереже аквариум с рыбками, не понима€, что с рыбками нельз€ играть. ћарь€на, будучи учительницей начальных классов, отношени€ с сыном строит, основыва€сь не на материнской интуиции, а руководству€сь постулатами из учебников по педагогике. ≈Є подход к ребЄнку порой слишком жЄсток, и, подчас руководству€сь заботой о —ереже, она наносит мальчику серьезную душевную рану. Ќельз€ упрекать еЄ в этом. ¬ообще, чтобы лучше пон€ть образ мамы —ережи, нужно прочесть повесть Ђясный берегї, в которой ѕанова подробно описывает взрослых персонажей повести Ђ—ережаї, их непростые судьбы, в частности, судьбу ћарь€ны —убботиной Ц мамы —ережи. »менно ћарь€на прин€ла решение не брать сына в ’олмогоры: мнение врачей о вредности северного климата дл€ мальчика важнее, чем психологическа€ травма ребЄнка. ¬прочем, вр€д ли она, как и все вокруг, понимала всю глубину детского гор€. » лишь  оростелев, прежде соглаша€сь с женой в необходимости оставить —ережу до весны дома, вдруг ощущает ту боль и разочарование, которое чувствует его сын (а он, безусловно, считает —ережу сыном) и принимает волевое решение ехать всей семьей.

 онец повести счастливый, каким, наверное, и должен быть конец повести дл€ детей и про детей. Ќо это не надуманный happy end, а действительно счастливый конец, ведь, как сказал герой фильма Ђƒоживем до понедельникаї; Ђ—частье Ц это когда теб€ понимаютї.

Ћитература

1. ѕанова ¬.‘. Ђ—ережаї, Ђ—ентиментальный романї, Ђ¬ал€ї, Ђ¬олод€ї, Ђ≈вдоки€ї, Ђћетелицаї, Ђѕроводы белых ночейї./ћ., Ћ., √»’Ћ. 1963

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение