Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Чехов – странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» (Л. Н. Толстой) (Чехов А. П.)

В своё время Лев Николаевич Толстой озвучил мысль, которая является максимально точной характеристикой всему творчеству великого русского драматурга, Антона Павловича Чехова. Суть этой мысли заключается в том, что лишних подробностей в творчестве Чехова нет: они либо прекрасны, либо жизненно необходимы для развития сюжета произведения и максимально точного понимания его читателем.

Антон Павлович Чехов заслуженно, почти традиционно считается корифеем малого жанра. Новеллы-миниатюры, короткие рассказы Чехова великолепны, неподражаемы, с этим не спорят даже те, кто традиционно критикуют его.

Если объем рассказа поставлен его автором в конкретные, достаточно лаконичные рамки, затяжные описания и подробные характеристики становятся неуместными, а значит, вся нагрузка переносится на художественные детали, именно они будут расставлять акценты и раскручивать сюжет.

Одна правильно и вовремя озвученная деталь способна рассказать о персонаже в целом, предопределить его эволюцию. Рассмотрим роль художественной детали в рассказе «Смерть чиновника» на примере главного героя — Червякова.

Являясь не самым значимым чином, Червяков случайно обрызгал лысину генерала и гонимый собственным страхом, многократно и весьма унизительно извинялся.

Сначала генерал Бризжалов принимает извинения, но со временем они утомляют его и он, давая волю гневу, прогоняет чиновника. Тот отправляется домой и умирает на диване, даже не успев снять свою униформу. Вот так, одной деталью, великий драматург обличает рабскую психологию, привычку пресмыкаться, ставшую жизненной необходимостью. Если бы Червяков смог расстаться с мундиром и всем тем, что он сам связывал с униформой, то Чехов бы «подарил» ему жизнь, но сил для этого у Червякова не нашлось и он умер, раздавленный грузом предрассудков и страха перед генералом.

Рассмотрим также и рассказ «Дама с собачкой» и попробуем отследить, как менялось состояние Анны Сергеевны. Не испытывая нежных чувств и даже уважения к собственному супругу, она не могла больше выносить его общество и отправилась в Ялту. Там у главной героини состоялось знакомство с Дмитрием Гуровым: именно его она стала воспринимать как человека из новой и главное — лучшей жизни.

Перед тем, как без памяти влюбиться в Дмитрия, героиня теряет лорнетку, но позже, вновь появляется с ней, в театре. Лорнетка в руках героини оказалось чем-то большим, чем прибор для зрения, она была символов старой жизни, в которой был нелюбимый муж и невыносимость сосуществовать с ним без надежд и перспектив на положительные перемены в жизни.

Потеряв лорнетку, героиня утвердилась в правильности своего бегства от мужа, но достичь успеха на этом пути не смогла, потому лорнетка снова оказалась в её руках.

Посмотрим на Беликова из «Человека в футляре». Его характер предстаёт перед нами как на ладони, если посмотреть на предметы, которые его окружают. И не просто окружают, а по его собственной инициативе. Вещи не окружали его просто так, каждая из них обязательно была во что-нибудь упакована. Почему так? Видимо потому, что Беликов боялся окружающей его действительности, боялся жизни в любом из её проявлений, потому и пытался отчаянно отгородиться от неё множеством упаковок. Счастье обрести он сумел после смерти, ведь теперь он находился в чехле, выбираться из которого не придётся уже никогда.

А теперь позволим себе обобщение, для более полного и точного понимания ситуации: вицмундир мелкого чиновника, лорнетка женщины, которая не счастлива в браке, чехлы и футляры Беликова рассказывают вовсе не о быте, а о характерах и психологическом состоянии героев на очередном витке сюжетной спирали. Ни в рассказах, не в драматургии Антона Павловича нет ничего лишнего, хотя невнимательный читатель может поспорить с этим. Беликов выстраивал стену, которая должна была бы отгородить его от окружающего мира, по сути на это и ушла вся его жизнь, пролетевшая в страхе и осторожности.

Если сначала его пьесы производят неоднозначное впечатление из-за кажущейся перегруженности подробностями, то совсем скоро читатель понимает — всё на своих местах.

Красное платье вместе с зеленым поясом на Наташе «из трёх сестер» сразу же сигнализирует читателю об отсутствии у героини вкуса и душевной организации героини. Не лишены смысла детали и в «Вишнёвом саде»: чего только стоит звук лопнувшей струны во время продажи сада! Стучащие топоры в финале пьесы также оказывают огромное влияние в вопросе раскрытия характера персонажей.

Талант Чехова безграничен и многогранен, одно из его красноречивых проявлений как раз и состоит в том, что если уж Антон Павлович и «вешал» ружье на стену в начале пьесы, до то ее завершения это ружье неизбежно выстрелит.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.