Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Урбанистический пейзаж Петербурга в русской литературе (Аргументы ЕГЭ)


Во многих произведениях русской литературы представлен урбанистический пейзаж Петербурга. Так, например, в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» поэт неоднократно обращается к образу «града Петрова(кроме подзаголовка «Петербургская повесть»: «Петрополь», «Петра творенье», «омраченный Петроград»... Центральное место в стихотворении О. Э. Мандельштама «Ленинград» занимает образ Петербурга, того города из детства лирического героя, знакомого «до слез, до прожилок, до детских припухлых желёз», что сближает стихотворение с поэмой Пушкина.

Однако важно отметить, что в стихотворении Мандельштама лирический герой испытывает чувство ностальгии, вспоминая о Петербурге из детства и желая туда вернуться (поэтому поэт и не обращается к городу его настоящим названием «Ленинград», а называет его старым именем) Кроме того, с образом Петербурга нынешнего Мандельштам связывает страха ареста и тревожное ожидание «гостей дорогих. В поэме Пушкина эти мотивы отсутствуют, что и различает два произведения. Кроме того, в небольшом цикле А. А. Ахматовой «Стихи о Петербурге», в который вошли всего два стихотворения, написанный в 1913 г., поэт обращается к обращу Петербурга. Как и Мандельштам, Ахматова любит северную столицу России.


В первом стихотворении цикла, начинающимся со слов «Вновь Исаакий в облачением» поэт упоминает и Исаакиевский собор, и памятник Петру 1 скульптора Фальконе, описывает и парадный Петербург, и окраинный. В этом городе гуляет душный и суровый ветер, сметающий с черных труб гарь: «Ветер душный и суровый с чёрных труб сметает гарь...». «Ах! своей столицей новой недоволен государь», - восклицает Ахматова. Северная Венеция в подобный мрачных декорациях оказывается не по нраву ее основателю. В стихотворении отсутствует мотив, который прослеживается в «Ленинграда» у Мандельштама, - тоска, ностальгия по прежнему городу, знакомому с детства, «до слез». Кроме того, Мандельштам обращается непосредственно к самому городу («Петербург! У меня ещё есть адреса, по которым найду мертвецов голоса»; «Петербург! я ещё не хочу умирать!»...), однако обращение к Северной столице у Ахматовой не встречается, художница лишь описывает столицу, которой «недоволен государь». Но стоит отметить, что и стихотворение Мандельштама, и стихотворение Ахматовой отличаются необычайной глубиной идейного содержания и совершенством художественной формы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 11:55:10
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение