Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети» (ЕГЭ по литературе)


Пейзаж в романе Тургенева играет не просто роль фона, но и имеет множество других функций: он играет важную роль для понимания конфликта, расширяет художественное пространство романа, помогает лучше понять характеры героев и авторскую позицию.

Во-первых, пейзаж предопределяет тему произведения. Первое описание природы в романе читатель встречает в третьей главе. В экспозиции романа пейзаж очень символичен: он отражает бедность, нищету и запустение. Тургенев описывает окрестности дороги в Марьино: «Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками…» Аркадий также видит «обтерханных» мужиков», «обглоданные» деревьях и тощих коров – всё это заставляет его задуматься. «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..» Уже в начале романа Тургенев показывает необходимость перемен и искоренения тех порядков, которые породили запустение.


А противопоставление «красного дня» и «безотрадной, бесконечной зимы» предопределяет конфликт романа, столкновение двух различных взглядов, «отцов и детей».

Во-вторых, пейзаж расширяет художественное пространство произведения. Образ дороги пронизывает всё произведение, и неслучайно композиционно роман построен в виде путешествия. Автор изображает не частный пейзаж, а разносторонний образ всей России. Это говорит о масштабности проблематики, конфликт «отцов и детей» можно назвать общечеловеческим.

В-третьих, пейзаж служит средством характеристики героев. Так, Базаров, в отличие от Николая Петровича и Аркадия, не видит красоту природы, считает, что это «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Он отрицает природу как источник эстетического наслаждения и стремиться увидеть в ней только пользу. Николай Петрович же, наоборот, умеет хорошо понимать природу, в чём Тургенев видит великую ценность. Пейзаж, описанный автором в шестой главе, действительно вдохновляет героя. «Как хорошо, Боже мой», - подумал Николай Петрович». Всматриваясь в детали, замечая нюансы, тонко чувствую запахи и звуки, герой не может «не сочувствовать…природе». Пейзаж Тургенева психологичен и служит раскрытию внутреннего мира героев.

Именно с помощью пейзажа Тургенев противопоставляет суетность человеческой жизни и гармонию мира природы. В 24 главе Тургенев перед дуэлью Базарова и Павла Петровича описывает утренний пейзаж. «Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури…» Гармония окружающего мира подчёркивает бессмысленность и неестественность убийства человека. И сам Базаров понимает, что эта дуэль – «глупость».

Важную роль играет пейзаж и в эпилоге, в 28 главе, где Тургенев описывает заброшенное кладбище, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер: автор размышляет о вечности. Тургенев говорит о том, что нигилистические идеи Базарова потерпели крах, но любовь его родителей будет жить вечно, она сильнее «равнодушной природы», Несмотря ни на что, Евгений сможет обрести «вечное примирение» и «жизнь бесконечную».

Таким образом, пейзаж в романе Тургенева играет ключевую роль, раскрывая идею произведения и характеры героев, помогая автору опосредованно выразить свою позицию.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 19:01:53
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение