—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение





ѕќ»— :

” нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!


Ћермонтов личность судьба эпоха 9 класс (Ћермонтов ћ. ё.)


Ћитературна€ критика много спорила о Ћермонтове. Ќекоторые ожесточенно порицали его, и это были умные и образованные люди, но омраченные партийными пристрасти€ми. ѕодумать только, журнал Ђћосквит€нинїї (орган слав€нофилов) в 1841 г. пером своего сотрудника —. Ўевырева предлагал сжигать некоторые стихотворени€ Ћермонтова, в особенности эту черную, траурную, эту роковую Ђƒумуї.

”же одно то, что поэт передал нам тоску по великим замыслам, по великим свершени€м, по мысли плодовитой, по труду гени€ Ч уж одно это звучит жизнеутверждающе.


Ќаши эксперты могут проверить ¬аше сочинение по критери€м ≈√Ё
ќ“ѕ–ј¬»“№ Ќј ѕ–ќ¬≈– ”

Ёксперты сайта  ритика24.ру
”чител€ ведущих школ и действующие эксперты ћинистерства просвещени€ –оссийской ‘едерации.

 ак стать экспертом?

» как прекрасна эта тоска!

¬осторженно приветствовал по€вление на литературной арене Ћермонтова Ѕелинский: Ђ√лубокий и могучий дух!.. ќ, это будет русский поэт с »вана ¬еликого! „удна€ натура!ї

Ќо и Ѕелинский, и √ерцен, и „ернышевский ценили в Ћермонтове прежде всего поэта-бунтар€, они искали в нем идейного соратника. » позднее в его поэзии слышали эхо декабрьского восстани€ 1825 г.  ритик Ќ. ».  оробка в начале нашего века писал: Ђ¬ лице Ћермонтова гордо умирала аристократическа€ культура –уси конца XVIII Ч начала XIX века, обреченна€ на гибель катастрофой 14 декабр€ї.

ј. ¬. Ћуначарский опубликовал в Ђ омсомольской правдеї статью под названием ЂЋермонтов как революционерї (1929). Ќикаким революционером поэт, конечно, не был, хоть и ссорилс€ с двором, презирал высший свет, вызвал к себе ненависть вельмож и самого цар€ и осуждал крепостничество, как осуждали его тогда многие честные люди, далекие от бунтарских настроений.

ј между тем, если признатьс€, нас влекут к поэту не ссоры его со своим веком. Ётот век дл€ нас давно минул, мы забыли о нем, и злободневные когда-то проблемы нас уже нисколько не интересуют, но мы т€немс€ к книжечке стародавнего поэта, потому что в чудных звуках его стихов трепещет наша собственна€ душа. ќни унос€т нас в мир прекрасных чувств, очищают, возвышают нас.

»сторик ¬.ќ.  лючевский определил как основной тонус всей поэзии Ћермонтова чувство грусти.  лючевский дает несколько любопытных толкований этого чувства: Ђгрусть всегда индивидуальнаї, Ђв грусти, как и в слезах, есть что-то примир€ющее и утешающееї и т. д. ѕрав ли историк? ќдно можно сказать: грусть далека от отча€ни€ (Ђ¬ твоем холодном неуюте мне и грустить невмоготу!ї). “акого у Ћермонтова нет, даже в самых безнадежных его стихах, как Ђ» скучно, и грустної: Ђћы пьем из чаши быти€ї и др. √русть поэтична, одухотворенна, в ней всегда присутствует нечто, возвышающее и нас и предмет нашей грусти.

—имптоматично, в XX в. из поэзии как-то улетучилась грусть. Ќас оглушают крики и брань, назойлива€ риторика на политические, общественные темы, груба€ сатира, и нет в ней той Ђэстетической культуры сердцаї, которую увидел и оценил историк  лючевский в поэзии Ћермонтова.

„ита€ сейчас сочинени€ Ћермонтова, принима€ всерьез его ламентации по поводу Ђглупой шуткиї, именуемой жизнью, мы забываем о том, что перед нами совсем еще молодой человек, пожалуй, и капризный и избалованный, с необыкновенным поэтическим дарованием, незаур€дным умом и, конечно, добрым и чистым сердцем.

¬озраст имеет свои особые черты. ƒл€ Ћермонтова, как и дл€ многих его сверстников, Ч это максимализм. (»ли все, или ничего!) ¬се несовершенства жизнеустройства воспринимаютс€ в юные годы в космических масштабах. Ћермонтову-подростку известно было, что его мать, из богатой аристократической семьи, вышла замуж без согласи€ родителей за двор€нина небогатого, незнатного, что мать умерла рано. ¬р€д ли он ее и помнил. „то богата€ бабушка, презира€ его отца, буквально выкупила у него внука за 25 тыс€ч рублей с условием никогда с ним не встречатьс€. » все это, конечно, омрачало чувства Ћермонтова с детства. ѕри редких встречах с отцом он, конечно, слышал жалобы отца. ќ последнем нет никаких сведений, что осталось на совести бабушки Ћермонтова јрсеньевой, котора€ приложила все силы, чтобы вытравить вс€кую пам€ть о нем. ќтец умер в 1831 г., когда поэту было 14 лет.

Ѕабушка бесконечно любила внука. ќна убирала все преграды на жизненном его пути. ќн посто€нно чувствовал эту спасительную ее заботу, отзывалс€ внутренне чутким и добрым сердцем своим, но и своевольничал, и капризничал, и бунтовал. “ак воспитывалось его сердце, нежное и гордое.  о всему этому примешалось чтение Ѕайрона. —корбь английского поэта, сходные биографические черты (бедность в сочетании со знатностью, трагическа€ судьба отца поэта) Ч все это кружило голову, питало мечты о высоком своем предназначении и влекло к поэзии. “ак формировалс€ его ум, так вызревал поэт. ћолодость звала к действию, энерги€ переполн€ла душу. ¬се бушевало в груди.

¬ поэзии Ћермонтова посто€нно звучит мотив одиночества. Ќевольно напрашиваетс€ сопоставление его с ѕушкиным. “ема одиночества не волновала ѕушкина, потому что детство его проходило в шумной среде сверстников, товарищей, равных ему по социальному положению. ћежду ними возникала дружба на всю жизнь, а до нас, его читателей, дошли великолепные стихи Ђ19 окт€бр€ї Ч воспоминани€ о Ћицее.

»наче складывалось детство Ћермонтова. ” него не было друзей. ќн жил в помещичьей усадьбе, в окружении кресть€нских мальчишек, к тому же крепостных, которые видели в нем прежде всего барина, барчука. ќни не могли быть ему товарищами и интеллектуально Ч неграмотные или полуграмотные, тогда как он мог читать не только русских авторов, но и французов и англичан на их родном €зыке.

» он вынужден был замыкатьс€ в себе даже в раннем детстве. Ёто имело и свои положительные стороны Ч оттачивало, тренировало ум, заставл€ло больше общатьс€ с карандашом и бумагой. ѕоэзи€ стала пристанищем души, но чувство одиночества, неразделенности сомнений, надежд все-таки угнетало.

ѕервое столкновение с миром (Ѕлагородный университетский пансион в ћоскве, потом ћосковский университет) только укрепило одиночество и отрешенность.   тому же у€звленное самолюбие. Ќад ним могли и сме€тьс€ и насмешничать. ќказываетс€, у него, как и у его кумира Ѕайрона, есть физические недостатки, он не так красив, как хотелось бы. » при этом он €сно сознавал свое умственное превосходство, большую начитанность, когда даже университетские профессора за неимением средств не могли себе позволить выписывать заграничные издани€, а он, богатый студент, свободно их получал. ¬се это и здесь, в университете, питало его отрешенность от всех, ожесточало характер, отталкивало от него и тех, кто хотел бы с ним сблизитьс€.

јрмейска€ среда (Ўкола гвардейских подпрапорщиков в ѕетергофе, потом лейб-гвардии гусарский полк), веселые попойки, крутые нравы молодежных кутежей принесли и дружеские св€зи, и товарищеское восхищение его стихами, что как-то тешило самолюбие и привело к созданию Ђ“амбовской казначейшиї Ч веселой озорной поэмы.

ѕо и армейска€ среда не избавила Ћермонтова от чувства одиночества: редко он встречал в ней людей, которые могли бы разделить с ним его мысли, его чувства.

“ак формировалс€ его характер Ч гордый, нетерпимый, неуживчивый, насмешливый, высокомерный. “олько немногие допускались в прекрасный мир его души.  огда после дуэли с де Ѕарантом, сыном французского посла, поэт отбывал наказание в петербургском ордонансгаузе, его посетил там Ѕелинский. ѕоэт неожиданно сбросил с себ€ маску гордой неприступности и открылс€ ему со всей чистотой своей натуры. Ѕелинский был восхищен.

ѕоэт никак не претендовал на роль политического противника монархического режима, хот€ правительственна€ реакци€ на его стихотворение о ѕушкине (Ђ—мерть поэтаї) подн€ла против него все силы власти. ¬ельможи не простили ему дерзких намеков на их недавнее холопское прошлое (Ђнадменное потомство известной подлостью прославленных отцовї) Ч вчерашних брадобреев, церковных певчих, денщиков. ќни возненавидели его, как возненавидел его и Ќиколай I.

јнонимный доноситель прислал царю стихи Ћермонтова с припиской: Ђ¬оззвание к революции!ї ѕеред царем предстал призрак осажденной Ѕастилии и ƒекабрьского восстани€ на —енатской площади. ѕосле дуэли с де Ѕарантом Ќиколай распор€дилс€ отправить поэта в “енгинский полк. –езолюци€ цар€ была коротка и безапелл€ционна: Ђисполнить сигоднижеї. (“ак писал по-русски русский человек. ћожно было в те времена хорошо знать иностранные €зыки и не знать своего, о чем свидетельствует, как видим, орфографи€ царской резолюции).

Ћермонтов знал о непри€зни к нему лично Ќикола€. ќднажды он был представлен к награде за про€вленную храбрость, но награда была отклонена лично царем со всей резкостью. ѕоэт был на примете у органов политического надзора и не мог не отвечать на подобное внимание к своей особе. » он отвечал резкими стихами.

ѕоследн€€ поездка на  авказ. Ќастроение подавленное. «аехал в ѕ€тигорск по пути к месту службы. ¬ доме ¬ерзилиных безобидна€ шутка ("„еркес с большим кинжалом" Ц по поводу нар€да ћартынова). —сора и дуэль. ѕул€ обиженного армейского фата сразила поэта. Ёто произошло 15 июл€ 1841 г. ћожно представить себе дальнейшую жизнь человека с клеймом убийцы, а умер он в 1875 году. Ќеоднократно бралс€ за перо, чтобы оправдатьс€, но перо останавливалось на полуслове. ≈му нечего было сказать в свое оправдание. ¬еликий поэт, слава и надежда –оссии погиб на двадцать седьмом году жизни.

»сторик  лючевский, как уже было сказано, нашел в поэзии Ћермонтова в качестве главного мотива Ц грусть. ќднако больша€ часть лирических высказываний поэта наполнена бьющей через край энергией. ƒаже в самых элегических стихах, раздумчивых и грустных, мы слышим биение молодого, жаждущего действий сердца: " огда огонь кипит в крови" ("ƒума"). Ёта энерги€ ищет выхода, ей нужна борьба. » в природе оно любит как бы про€вление бушующих страстей.

„ита€ Ћермонтова, мы ощущаем посто€нно присутствие сильной личности, мощи природы, исход€щей от них энергии. » если покой, то и он не расслаблен, не мирно безм€тежен, а внутренне напр€жен, полон потенциальных сил, "гордый покой". Ћермонтов задавал себе вопрос:

Е ∆алкий человек,

„его он хочет?..

„еловеку свойственна вечна€ неудовлетворенность, он ищет действи€, борьбы, и, если не будет поводов дл€ борьбы, он их изобретет. “акой уж у него нрав, его счастье или несчастье. “ак родилс€ чудесный символический образ прекрасного одиночества Ц белый парус в лазурном море. ћир прекрасен, живи, наслаждайс€ безбрежным покоем! Ќо не хочет поко€ этот парус. ќн ищет бури, см€тени€, борьбы.

Ћермонтов как личность очень похож на Ѕайрона. Ёто сходные натуры. ¬ их поэзии бушует бур€ страстей, энергии, нерастраченных сил. Ѕайрон нашел дл€ них применение, он бросилс€ в борьбу за освобождение √реции от турецкого владычества. Ћермонтов сражалс€ на  авказе, но вр€д ли сочувствовал этой войне.

»сточник: јртамонов —.ƒ. —орок веков мировой литературы. ¬ 4 кн.  н. 4. Ћитература нового времени. Ц ћ.: ѕросвещение, 1997



ѕосмотреть все сочинени€ без рекламы можно в нашем

„тобы вывести это сочинение введите команду /id5759




ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.

ѕолезный материал по теме
» это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение



—айт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. ¬се материалы вз€ты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издател€м, то же относитс€ к иллюстративным материалам. ≈сли вы €вл€етесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
—ообщить о плагиате

Copyright © 2011-2021 Ђ ритическа€ Ћитератураї

ќбновлено: 00:42:57
яндекс.ћетрика —истема Orphus —качать приложение