Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Отличие отцов и детей по Тургеневу И. С. и А. С. Грибоедову (Итоговое сочинение (декабрьское))

Кто-то сказал: «Мы и наши дети – из одного теста, но у них другой замес». Возможно, поэтому взрослым недоступна логика молодых; для молодых логика взрослого – абсурд. Отсюда: одни часто снисходительны; другие бескомпромиссны. Во взаимоотношениях «отцов» и «детей» наступает сначала недопонимание, затем критика и непринятие жизненных принципов и идеалов, и нередко все это перерастает в конфликт. Да, определенное время служит своему поколению, влияя на формирование нравственных ориентиров, моральных ценностей, гражданской позиции.

И каждое последующее поколение уверено, что именно оно призвано переделать, усовершенствовать, обновить мир. Поэтому, наверное, никогда не будет поставлен знак равенства между поколением детей «века нынешнего» и отцов «века минувшего».

Размышления о смене поколений, об отсутствии взаимопонимания между ними, о вечной борьбе старого с новым звучали не раз в произведениях русских писателей. «Отцы» осуждают и не понимают «детей», а те любой ценой пытаются отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением.

Роман Тургенева «Отцы и дети» - один из наиболее ярких отголосков актуальной и в наши дни темы «отцов и детей». Уже в самом названии писатель определил главную задачу произведения, написав, что он «попытался представить конфликт двух поколений».Евгений Базаров – типичный образ демократа – разночинца, который обладает всеми качествами, свойственными этой социальной группе. Он пытается отстоять свою жизненную позицию, отрицая все то, что не представляется лично ему нужным, полезным, интересным. У героя романа удивительная сила воли, цельный характер, глубокий ум, редкое трудолюбие, целеустремленность. Но вместе с тем у него немало недостатков, причем Тургенев специально сгущает краски, показывая отрицательные стороны Базарова, а в его лице – недостатки поколения демократов, которые демонстративно безразличны к искусству, к эстетике, к романтике человеческих чувств и отношений. Базаров и подобные ему нигилисты пришли в этот мир с одной целью – разрушительной, а не созидательной. А будет ли польза от этого обществу?

В романе образу молодого человека «века нынешнего» противопоставлен Павел Петрович Кирсанов, типичный представитель «века минувшего», либеральный дворянин, идеалист, который не приемлет ни образ жизни, ни образ мысли, ни идеалы, ни нравственные ориентиры Базарова. Между ними постоянно возникает спор о науке, искусстве, чувствах, жизни народа, проблемах развития общества и страны. Этот спор крайне принципиален: в нем сталкиваются, «сковывающая, леденящая сила прошлого» и «разрушительная, освобождающая сила настоящего». Становится понятным, что согласие между этими представителями разных поколений просто невозможно. Дуэль между Базаровым и Кирсановым является еще одним доказательством невозможности мирного их сосуществования. Конфликт принимает глобальные масштабы. Но все же последнее слова И. С. Тургенев оставляет за «детьми», через которых «воскресает сама жизнь».

Еще раньше, чем И. С. Тургенев, тему «отцов и детей» в комедии «Горе от ума» поднял А. С. Грибоедов. Поэт в своем произведении запечатлел главный конфликт общества двадцатых годов девятнадцатого века – столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»; борьбу двух мировоззрений, идеологий, взглядов на устройство России, на гражданское служение Отечеству. Носителем новых, прогрессивных идей выступает Александр Чацкий, его противником является все «Фамусовское общество». Прошедший век «отцов» Чацкий называет очень точно: «Прямой был век порочности и страха». А для Фамусова – «отцы» это «золотой» век.

Для Чацкого свобода личности, свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, долге, смысле жизни и стремлении к «искусствам творческим, высоким и прекрасным» являются естественными и осмысленными, так как он видит свое назначение как гражданина сделать всех людей свободными и равными, а Россию – исконно русской. Отсюда понятны его ненависть и благородное негодование ко всему низкому. Но Чацкому активно противостоит фамусовское общество, у которого выработалась достаточная сопротивляемость тем зреющим переменам, которые могли бы сокрушить мирную жизнь. И, конечно же, оно не потерпит на своем пути молодого безумного мечтателя, разрушителя основ «века минувшего». Как видим, конфликт закономерен. В комедии Чацкий вынужден бороться сам, И Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь прогрессивного человека, но как ни парадоксально, объявленного сумасшедшим.

Таким образом, в комедии «Горе от ума» не сошлись два разных века, и конфликт, легший в основу сюжета, показал не просто драму умного человека в «обществе глупцов», но ярко и точно охарактеризовал ситуацию того времени.

Итак, рассматривая тему взаимоотношений «отцов» и «детей» на примере произведений русских классиков мы наблюдаем влияние эпохи на формирование жизненных установок молодого поколения, которые не всегда приемлемы старшими. Возникает борьба нового и старого, и эта борьба – необходимый механизм развития общества, источник его прогресса.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.