Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как в изображении народа проявляется неодназначность авторской позиции? (Н. В. Гоголь «мертвые души») (ЕГЭ по литературе)

Как в изображении народа проявляется неодназначность авторской позиции?

В название поэмы Гоголь использует такую стилистическую фигуру, как оксюморон, "мертвые души" - это словосочетание относится к бездуховным и безнравственным помещикам. Но в произведении особое место также занимают "живые души" - это образ народа.

На протяжении всей поэмы утверждение народа как положительного героя сливается с прославлением Родины, с выражением Гоголя своих патриотических чувств и гражданских суждений.Эти суждения рассеяны по всему произведению в форме прониковенных лирических отступлений.

Например, в пятой главе Гоголь славит "живой и боярский русский ум", его необыкновенную способность к словесной выразительности. А последняя, одиннадцатая, завершается восторженным гимном Руси, ее прекрасному будущему:

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле...

В этих словах автора выражается любовь к простому крестьянству, он говорит о лучших качествах народа: таланте, глубине чувств в песнях, широкой и щедрой душе. Гоголя этот образ вдохновляет:

..вдохновенного русского поэта, какими наградил Бог свою Россию..

Автор совсем не склонен идеализировать народ, он рассказыывает как о достоинствах, так и о недостатках. Бесстолковыми и комичными показаны образы в поэме дяди Митяя и дяди Миняя. Они неумелы, не могут развести лошадей, запутавшихся в упряжки. В портретной характеристике Гоголь использует гротеск – длинный Митяй напоминает «деревенскую колокольню», а Миняй – «широкоплечий мужик с черной, как уголь бородою и брюхом, похожим на тот исполинский самовар…». Миняй, крепостной Манилова, просится на заработки, а сам идет пьянствовать. Девочка Пелагея, крестьяна Коробочки, не может отличить, где право, где лево. Гоголь показывает правдиво русский народ, да, он безграмотен, любит выпить, в некоторых ситуациях неумел. Но автор не обвиняет их в невежестве, он добродушно смеется над ними, например, рассказывая о кучере Селфане и лакее Петрушке – дворовых слугах Чичикова проявляет иронию и добродушие, Петрушка, охваченный страстью к чтению не понимая, что написано в книге, наслаждается самим процессом чтения, как это из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает, что значит». Для Гоголя душа народа – загадачна, автор пишет о Селифане: «...Что означало это почесыванье? и что вообще оно значит?

Вместе с тем Н. В. Гоголь видит и могучую силу на¬рода, придавленную, но не убитую крепостным пра¬вом. Она проявляется в трудолюбии русских людей, в их способности не падать духом при любых обстоя¬тельствах. Народ он изображает бодрым, живым, та¬лантливым и полным сил. Обсуждая переселение в Херсонскую губернию крестьян, купленных Чичико¬вым, чиновники рассуждают: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. По¬шли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рука¬вицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

Таким образом, авторская позиция к народу неодназначна, Гоголь говорит и о недостатках народа и о его достоинствах, но писатель верит в русских людей, эта надежда раскрывается в конце поэмы в образе «птицы-тройки», стремящийся вдаль, а за ней прекрасное и благополучное будущее России.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.