Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Пейзаж и его роль в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (Толстой Лев Н.)


В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой уделяет огромное внимание не только сюжетным линиям героев, их характеристикам и историческим событиям. Немаловажную роль в этом произведении также играет пейзаж. Для Толстого природа олицетворяет собой величие и обновление жизни, поэтому становится свидетелем и участником духовного поиска героев. Очень часто она помогает нам лучше понять настроение героя. Природа для Льва Толстого есть некое олицетворение нравственных ценностей.


А человек, близкий к природе, находящийся с ней в полной гармонии, являлся идеалом для писателя. Именно поэтому в характеристике персонажа важную роль играют его отношения с окружающим миром. Автор показывает, что природа во многом помогает героям переосмыслить жизнь, свои прежние ценности и идеалы.

Например, при анализе внутреннего состояния князя Андрея Болконского Толстой часто прибегает именно к пейзажам. В самом начале романа мы наблюдаем конфликт героя с окружающим миром. Болконский не доволен светским обществом, в котором он постоянно находится: оно не развивается и словно затягивает в свою трясину бездействия, равнодушия и притворного блеска. Также Андрей пытается убежать от семейной жизни. Герой мечтает вырваться из всего, окружающего его, и идет воевать. Его идеалом в то время являлся Наполеон, и Болконский хотел совершить какой-нибудь яркий подвиг на войне. В день Аустерлицкого сражения Андрей с нетерпением ждёт случая для своего подвига, когда его честолюбивая мечта всё-таки осуществится. Но всё происходит совсем не так, как он полагал. Когда князь Андрей, казалось бы, в решающий момент повёл войско за собой, показал себя лидером, он почувствовал, что сильно ранен, и упал на землю. Вдруг он увидел, какое бескрайнее голубое небо Аустерлица простиралось над ним. В этот момент Болконский осознал, насколько всё в этом мире бренно, что никакая слава, подвиги и Тулоны не сравнятся с безмятежностью и величием неба над его головой. В этот миг его мир словно перевернулся, и Андрей стал смотреть на жизнь другими глазами. Даже Наполеон, его недавний кумир, вдруг стал ничтожным и нелепым в глазах князя. Но не только образ неба натолкнул Андрея Болконского на переосмысление жизни. Немаловажную роль в этом играет старый дуб. Он является неким образом внутреннего состояния героя. При первой встрече с дубом он

показался Андрею угрюмым, корявым и неуклюжим. Он единственный не хотел подчиняться приходу весны, словно выражал апатию к миру. То же самое мы можем увидеть и в отношении Андрея к обществу А.П. Шерер – оно невыносимо наскучило герою. Но при второй встрече Андрея с дубом князь находит его обновлённым и полным жизненных сил. Такая перемена произошла и в Андрее после Аустерлицкого сражения. Болконский осознал, что его счастье кроется в тихой семейной жизни, от которой он так тщательно пытался себя оградить всё это время. Таким образом можно сделать вывод, что природа, в частности небо Аустерлица и старый дуб помогли не только нам лучше понять внутренне состояние героя, но и самому князю Андрею прозреть, осознать, что совсем не к тому он стремился в жизни и счастье его заключено далеко не в славе и титулах.

Кроме того, во время визита в Отрадное через природу нам показано душевное состояние Андрея Болконского. Внутренняя красота и поэтичность Наташи Ростовой проявляются в отношении к миру. Чистое и искреннее слияние Наташи с окружающим миром восхищает Болконского. Такая картина полной гармонии девушки с волшебной ночью словно помогает Андрею возродиться, понять, что жизнь его совсем не закончена, несмотря на горькую утрату – смерть жены.

Природа играет важную роль и в нравственном развитии Пьера Безухова, ещё одного из главных героев романа. Герой попал в плен, и после расстрела Пьеру показалось, что он полностью утратил веру в светлое будущее. И хотя возродить веру в жизнь и пережить все тяготы плена Пьеру помог Платон Каратаев, природа тоже сыграла далеко не последнюю роль. Например, ослабить некое душевное расстройство Пьера помог пейзаж, описанный на утро после расстрела пленных. Герой выходит из балагана и видит всю прелесть окружающего его мира: купола Новодевичьего монастыря, холмы Воробьёвых гор, лесистый берег; увидел, как поднимается солнце – в тот момент Пьер словно почувствовал дыхание новой, светлой, радостной жизни. То же он чувствует и позднее, когда осознаёт свою истинную свободу, смотря на месяц, бесконечные дали и поля. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» — думал герой.

Ещё одной задачей пейзажа в романе было показать отношение писателя к войне через призму восприятия героев. Так, например, перед одной из битв Пьер восхищается красотой открывшегося ему виду на кургане. Однако в результате битвы панорама сменяется тусклым, пропитанным отчаянием пейзажем. С помощью описания природы Толстой подчеркивает, какую беду для всех несет в себе война. Также автор показывает заброшенные пересохшие поля с умирающим от голода скотом. Солдат, купающихся в грязном пруду, заброшенный сад в родовом имении Болконских – все это ярко передает тяжесть войны, которая легла на плечи простого народа. Таким образом, пейзаж для Л.Н. Толстого был не просто вспомогательным средством для описания природы и более полного представления происходивших событий. Природа является настоящим помощником автора в раскрытии характера героев, в описании их душевного состояния. Природа помогла нам проследить изменения в мировоззрении каждого из них. Кроме того, описание картин природы помогает нам также понять отношение Толстого к войне: как нелегко простому народу в эти времена, насколько тяжкая ноша легла на их плечи. Писатель показывает своё отрицательное отношение к войне с помощью панорам природы, даёт нам понять, насколько это ужасная вещь в жизни каждого человека и народа в целом.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?


cach/desc/54917.html

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 07:57:30
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение