Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


«Слово о полку Игореве» и способы создания образа князя Игоря (ЕГЭ по литературе)


"Прекрасный

благоухающий цветок

Славянской народной поэзии,

Достойный внимания,

Памяти и уважения" -

Так писал Виссарион Григорьевич Белинский, литературный критик 19 века, о величайшем памятнике древнерусской литературы, созданном предположительно в конце 12 века неизвестным автором, поэме "Слово о полку Игореве".

Произведению присущи основные отличительные признаки древнерусской литературы: рукописный характер, анонимность, средневековый историзм (описание реальных исторических событий), которое играет большую роль в характеристике конкретной исторической ситуации, сложившейся в государстве в описываемое время.

Ещё одной особенностью древнерусских произведений является наличие у каждого персонажа своей функции. Каждого героя поэмы можно отнести к одной из четырёх групп: князь-воин (князь Игорь); князь-правитель; князь-"междоусобник"; враг Руси; персонаж является или положительным или отрицательным.


Мне удалось выделить следующие ведущие способы создания образа князя Игоря:

1. Речь. Встречается в произведении крайне редко. Это - ободряющее наставление русским воинам перед тяжелой битвой, полное мужества и беззаветной храбрости, придающее им силы и решительности для сражения, которое может окончится их гибелью. Готовность дружины жертвовать собой является подтверждением мастерства Игоря как военачальника, уважаемого любимого, ценящего свою дружину. "С вами, братья, голову сложить // Либо Дону зачерпнуть шеломом!" И тот час читатели сталкиваются с очередной особенностью древнерусской литературы- символизмом.

Foxford

Игорь видит солнечное затмение 1 мая 1185 года и предчувствует неудачу, что красочно описывается автором древнерусского произведения; «Средь бела дня ночная тень

Ополченья русские покрыла.» но отчаянные побуждения биться до смерти ободряют князя, и он вступает "Во злат стремень".

2. Игорь, в изображении автора наделенный всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской, предпочитающий смерть плену, "сокол", "солнце красное", решается вдруг на необдуманный поступок, ставший роковым как для него самого, так и для его войска. После первого удачного сражения последовало сокрушительное поражение и разгром русских войск, пленение князя Игоря. Произошло это из-за того, что отважного, смелого, мужественного и добросовестного защитника Руси внезапно охватило честолюбие и жажда славы, он направил власть не на благо своему народу, а лишь на утоление этой жажды.

3. Однако, вместо того, чтобы проникнуться ненавистью, злостью или недоверием к правителю, автор, как и все наше государство продолжает любить и уважать его, тоскуя о потере. Воины подавлены или убиты, среди живых воцарился траур. "Тяжко, братья, голове без плеч,

Горько телу, коль оно безглаво"

Мрак стоит над Русскою землей:

Горько ей без Игоря одной."

Такими словами автор подчёркивает близость князя к простому человеку, взаимосвязь, родство и единство двух сторон, нуждающихся друг в друге: правителя и народа.

4. Но интересным оказывается то, что не только дружина волнуется о судьбе своего правителя, но и природа, становящаяся очередным способом раскрытия характера героя, все живое сопереживает Игорю.

5. Портретных характеристик героя в произведении не встречается, что может быть объяснено их незначительностью, отсутствием влияния внешности князя на главный призыв произведения, выраженный в "Золотом слове" Святослава, пропитанном дидактизмом, присущим литературе того времени. Главной задачей автора древнерусского произведения является призыв к объединению и сплочению святой Руси, единству русского народа в дни вражеских нашествий, подрывающих мощь и без того ослабленного раздробленностью государства.

* Мышление человека того времени было преимущественно теоретическим, он признавал тесную связь князя с Богом, правителя с простым русским человеком, что объясняет христианскую направленность древнерусского произведения.

* Произведение заканчивается хвалой русским правителям, что подчёркивает каноничность поэмы.

За рассказом в "Слове" отчетливо вырисовывается образ самого автора — горячего патриота Русской земли, волнующегося о судьбе своей родины.

"Слово..." неоднократно переводилось на многие языки мира, находило и продолжает находить отклик в творчестве поэтов и писателей более позднего времени.

«Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности», -

писал академик Д.С. Лихачев, переводчик и исследователь «Слова…»

Этот памятник древнерусской литературы помогает нам узнать историю нашего государства, проникнуться эпохой, далекой от нашего времени.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 06:14:13
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение