Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Теперь или никогда! Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов» (ЕГЭ по литературе)


Роман И. А. Гончарова «Обломов» увидел свет в 1859 году после десятилетнего упорного труда и сразу же получил высокую оценку современников. Л. Н. Толстой был в восторге от произведения Гончарова и назвал его «капитальнейшей вещью». В этот переходный исторический период перед отменой крепостного права в литературе остро стояла проблема деятельного героя, человека, способного изменить жизнь в России к лучшему.


Очевидно, с этой целью был создан образ Андрея Штольца.

Главного героя Илью Ильича Обломова можно отнести к типу «лишних людей», подобных Онегину и Печорину, которые не смогли найти себя в жизни, определить смысл своего существования. Штольц был задуман как «противоядие» ленивому, апатичному и бездеятельному Обломову, «отравленному» патриархальным воспитанием в помещичьей среде.

Сначала главный герой романа И. А. Гончарова кажется простым и понятным. Перед нами обыкновенный лентяй, лежебока, у которого нет даже силы воли поднять себя с дивана. Но чем дальше читаешь это произведение, тем больше начинаешь понимать сложность и глубину характера Ильи Ильича Обломова. Автор стремился показать честную, добрую натуру, идеалиста, который разочаровался в жизни, не нашёл себе применения в современной ему действительности.

Foxford

Апатия и бессилие героя происходят оттого, что реальность не отвечает его идеалистическим взглядам. Писатель показывает, как не складывается судьба Ильи Ильича, как разрушается личность этого человека, духовно и интеллектуально одарённого.

Рядом с Обломовым изображён его деятельный друг Андрей Штольц. Созданный как антипод главного героя, деятельный и успешный человек Штольц хотел помочь своему другу преодолеть апатию и вновь вернуться к полноценной жизни, но у него ничего не получилось. Отец Штольца – немец, мать русская дворянка. От отца он перенял трудолюбие, ответственность и самостоятельность. Отец предоставлял Андрею полную свободу и независимость, не беспокоился, если сын пропадал надолго, уверенный, что Андрей не пропадёт. Но в то же время старший Штольц требовал, чтобы его сын выполнял полученные задания. Отец рано начал посвящать Андрея в свои дела, давал ему поручения. Из Штольца вырос деловой человек, находящийся в беспрерывном движении. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». «Он шёл твёрдо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». Штольц способен управлять своими чувствами, «мечте, загадочному и таинственному не было места в его душе». Штольц добился многого в своей жизни, «выше всего ставил настойчивость в достижении цели». Но всё же при всех положительных качествах этого героя, на формирование его личности сказалось и «бюргерское» воспитание, так как в некоторых жизненных обстоятельствах ему не хватает деликатности и такта.

Обломов же получил совершенно другое воспитание, живя в атмосфере ласки и любви. Большую роль здесь играла мать, которая каждое утро «осыпала его страстными поцелуями», потом осматривала его «жадными, заботливыми глазами». Уже тридцатитрёхлетний Илья Ильич, «увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней».

Но у этой искренней и глубокой любви есть и оборотная сторона медали: ребёнку ничего не давали самостоятельно делать, хотя от природы он был живой и подвижный ребёнок, но за ним неусыпно следила нянька, чтобы он, не дай бог, не убежал к оврагу. Основные интересы обломовцев не простирались дальше обеда и послеобеденного сна, труд они считали проклятием. Маленький Илюша внимательно наблюдал за взрослыми, как и что делают они, чему посвящают они утро. Обломов-старик смотрел из окна и давал слугам указания, жена его толковала с портным, «как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку». Именно по образу жизни своих родителей Илья Ильич начертал себе идеал настоящей жизни, но воплотить его в реальной действительности не смог.

Положительная роль воспитания в семье Обломовых заключается в том, что здесь царят простые и сердечные нравы, нет злобы и ненависти. Теплота и любовь, которыми окружили Илью с детства, сформировали в нём добрый, честный, искренний характер, кроткий и незлобивый, он никому не причинит зла и вреда.

К отрицательным чертам Обломовки можно отнести то, что здесь отсутствуют высокие духовные запросы, люди думают только о кухне, еде и сне, это статичный мир, в котором нет движения и развития. Здесь Илью приучили к тому, что всё за него сделают слуги. Отсутствие привычки к труду привели к тому, что к взрослой жизни Обломов оказался не готов. Он не способен решить даже мелкие бытовые проблемы, например, написать письмо к старосте или переехать на другую квартиру.

Патриархальное воспитание, отсутствие трудовых навыков и привычки к самостоятельности помешали Обломову реализоваться в жизни. Безмятежность душевного покоя Обломова оборачивается душевным омертвением, утратой подлинно человеческих свойства души.

Даже активный и деятельный Штольц не смог вернуть Обломова к жизни.

«Теперь или никогда!» - эти слова, произнесённые Штольцем, прозвучали для Обломова грозно. Для него это был гамлетовский вопрос: быть или не быть? Подняться с дивана сейчас и начать деятельную жизнь или навсегда остаться в прежнем положении.

Почему же не происходит чудесного преображения Обломова, несмотря на усилия его деятельного и активного друга?

Да, именно Штольцу удаётся на короткое время поднять Обломова с дивана. В продолжение первой части романа Илья Ильич Обломов лежит на диване, и его посещают знакомые, приглашая в парк на праздничное гуляние, но Обломов отказывается следовать советам гостей. Его вообще не привлекает та жизнь, которую они ведут. Молодой Волков кружится в вихре света, Судьбинский занят служебной карьерой, литератор Пенкин восхваляет произведения «натуральной школы». Но по мнению Обломова, все они попусту тратят свою жизнь, раздробляются, размениваются на пустяки, а цельного человека в них не видно.

Наконец после «всепоглощающего» сна Обломова, в котором поэтически и с теплотой показан тот замкнутый патриархальный мир, лишённый забот и тревог суетного света, где прошло детство героя и завершилось его воспитание и формирование личности, появляется Штольц с его грозным и суровым призывом: «Теперь или никогда!»

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 08:19:55
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение