Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ рассказа «Злой мальчик» (Чехов А. П.)

Рассказ Антона Павловича Чехова «Злой мальчик» написан в 1883 году, относится к его раннему периоду и напечатан в сборнике «Пёстрые рассказы», вышедшем в 1886 году. Темой этого небольшого произведения является нелепая, несуразная жизнь «маленьких людей».

Автор раскрывает проблему взаимоотношений между людьми, между взрослыми и детьми, проблему нерешительности, проблему нравственности и проблему мести.

Идеей рассказа является то, что автор высмеивает нерешительных, робких влюблённых, которые долго не могли признаться друг другу в любви поэтому стали жертвой шантажа «злого мальчика».

Кроме того, автор высмеивает и «злого мальчика», который не понимал, что его шантаж не может длиться вечно и что придёт час расплаты.

Сюжет рассказа концентрический (центростремительный), так как между эпизодами есть причинно-следственные связи, существует ярко выраженная завязка действия; сюжет можно назвать и двухлинейным, так как одна линия сюжета связана с нерешительностью героя, который не решается сделать предложение, в вторая линия сюжета связана с шантажом «злого мальчика», между этими линиями существует причинно-следственная связь.

Конфликт происходит между героями рассказа. С одной стороны - робкие влюблённые – Иван Иваныч Лапкин, «молодой человек приятной наружности» и Анна Семёновна Замблицкая, «молодая девушка со вздёрнутым носиком». С другой стороны – Коля, гимназист, брат Анны Семёновны. Коля шантажирует молодых людей тем, что расскажет «мамаше», как они целовались, и они вынуждены давать ему «мзду»: рубль, краски и мячик, коробочки из-под пилюль. Мальчик постоянно грозил доносом и требовал подарков.

Рассмотрим структурные элементы сюжета. В экспозиции мы знакомимся с героями: Лапкиным и Анной Семёновной. В ней обрисовано место действия: крутой берег реки, скамеечка. Показаны взаимоотношения между влюблёнными: молодой человек пытается объясниться в любви и одновременно даёт советы девушке по ловле рыбы. Завязкой можно считать тот момент, когда в момент случайного поцелуя между влюблёнными появляется Коля и начинает шантажировать молодых людей. Развитие действия происходит так: гимназист угрожает рассказать тайну влюблённых, требует подарков, а молодые люди идут у него на поводу. Кульминацией можно назвать тот момент, когда Лапкин сделал предложение Анне Семёновне, и герои испытывают несказанное счастье. Развязка кажется неожиданной: «счастье, захватывающее блаженство» герои испытывают в тот момент, когда дерут злого мальчика за уши.

К внесюжетным элементам можно отнести небольшие лирические отступления: «Чудное место! Сели вы тут, и вы скрыты от мира – видят вас одни только рыбы да пауки-плауны, молнией бегающие по воде». Повествователь открыто проявляет себя, передаёт отношение к природе, к месту действия. Второе лирическое отступление в момент поцелуев героев: «Счастливые минуты! Впрочем, в этой земной жизни нет ничего абсолютно счастливого. Счастливое обыкновенно носит отраву в себе самом или же отравляется чем-нибудь извне». В этих лирических отступлениях явно чувствуется авторская ирония.

Композиция линейная, события развиваются последовательно. К композиционным приёмам можно отнести повторы. В трёх эпизодах повторяется слова «счастливый», «счастье»: 1) «счастливые минуты» в момент поцелуя»; 2) «счастливый день», когда Лапкин сделал предложение; 3) наказание маленького шантажиста: «наслаждение», «счастье», «блаженство» (контекстуальные синонимы).

Субъект повествования – личный повествователь – рассказчик, который открыто организует своей личностью сюжет.

Эффект комического создаётся с помощью речевой характеристики героя, он объясняется в любви: «… полюбил впервые, полюбил страстно» и затем даёт советы девушке по ловле рыбы: «Подождите дёргать… пусть лучше клюнет». Сюда же можно отнести «говорящую фамилию» Лапкина, которая характеризует его как робкого, стеснительного человека. На это же указывает и повтор однокоренных слов: «краснея», «страшно покраснел». В первый раз это слово используется, когда юный шантажист впервые начинает угрожать влюблённым. Во второй раз молодой человек покраснел за обедом, когда Коля подмигнул одним глазом и спросил у Лапкина: «Сказать? А?»

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.