Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Своеобразие конфликта и его разрешения в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (ЕГЭ по литературе)

«Вишнёвый сад» недаром признан лучшим произведением Антона Павловича Чехова. В этой пьесе затейливо переплетаются множество сюжетных линий, сталкиваются судьбы разных персонажей, складываясь в многогранную и реалистичную картину жизни уходящего русского дворянства. Сюжет «Вишнёвого сада» нетипичен для драматических произведений. Как правило, в пьесе можно легко выявить основной конфликт – точку столкновения интересов и последующей борьбы действующих лиц. А между чеховскими персонажами не происходит никакой борьбы. Более того: у них даже нет сколько-нибудь определённых стремлений.

Казалось бы, вишнёвый сад и имение – вот за обладание чем борются герои пьесы – новоиспечённый купец и дворяне. Однако мы ясно видим, что героев на самом деле не особенно-то волнует, в чьих руках в итоге окажется усадьба. Раневская и Гаев не предпринимают никаких серьёзных шагов для спасения своего имущества; они пассивны и вялы. Лопахин, приобретя наконец вишнёвый сад, радуется недолго: позабыв о своей победе, и он пускается в горькие речи о «нескладной, нелепой жизни», которую всем им приходится влачить. Герои Чехова погружены внутрь себя; очевидно, что их драма лежит гораздо глубже мнимых сражений за старинную усадьбу.

Можно заметить также, что в пьесе отсутствует и межличностный конфликт. Да и о каком конфликте речь, когда персонажи вообще не общаются друг с другом? Каждый говорит или молчит о своём – а от других слышит только то, что желает слышать. Трагедия «Вишнёвого сада» заключена внутри самих героев. Почти для всех них Чехов создаёт подробную историю жизни. Например, о Раневской мы узнаём вообще всё: от смерти сына до её отношений с любовником. Такой приём позволяет показать каждого персонажа в движении, в прошлом и настоящем. Ясно чувствуется, что все эти люди несчастны. Их судьба сложилась совсем не так, как им хотелось бы; и теперь они жалеют об этом, не зная, как смириться с ошибками прошлого и найти в себе силы жить дальше. Прячась от суровой и неприглядной реальности, герои ищут утешения в воспоминаниях и беспочвенных надеждах. Раневская, потерявшая в жизни столь многое, что любила и чем дорожила, отказывается признаться в этом даже самой себе; изо всех сил продолжая держаться за последние осколки своего некогда счастливого прошлого, она живёт в своём выдуманном мирке. Любовь Андреевна предпочитает закрыть глаза на уплывающее в руки Лопахина имение, на грозящее ей окончательное разорение, на предательства любовника, на рассыпающуюся семью, на своё одиночество. Таков же и Гаев – ничего не добившийся в жизни человек, никогда ничем не занятый, вечно не у дел. Хотя он и предпринимает робкие попытки спасти имение, однако чувствует, что это не поможет ему, что вишнёвый сад уже никому не вернёт прежнего счастья – и потому терпит поражение. А между ним и Любовью Андреевной мечется Варя, добровольно положившая свою юность к ногам приютившей и воспитавшей её семьи. Варя тащит на себе всё хозяйство, заботится обо всех членах семьи, искренне пытаясь быть им полезной. Но напрасно она надеется, что её будут любить за это; напрасно уверяет себя, что она нужна. Как и Гаев с Раневской, Варя живёт в непрекращающемся самообмане: она не смеет признаться себе, что в этом доме она – чужая; даже когда в конце концов оказывается «пристроенной» к соседям экономкой.

На примере одной дворянской семьи, чья судьба навеки сломлена грянувшими переменами, Чехов показал, какой была Россия в страшные годы, когда рушились тысячелетние устои; когда с лица земли сметалось всё старое, когда люди, потерявшие привычное место в жизни, оказывались на распутье – без целей, без смысла, без крова, без счастья. Так на фоне внутреннего конфликта героев возникает конфликт исторический, который больше всего волновал Чехова и его современников. Вишнёвый сад становится символом всей России, гибнущей под безжалостными ударами топора. Как сказал «вечный студент» Трофимов: «Вся Россия – наш сад». Раневская теряет усадьбу, а Лопахин выходит победителем из не существовавшей борьбы; однако конфликты – и внутренний, и общественный – так и остаются неразрешёнными. Задавшись вопросом о том, что ждёт Россию в будущем, Чехов не даёт на него ответа. Герои пьесы остаются один на один со своей непрожитой жизнью, а страна так и остаётся старым вишнёвым садом, который разрушили, не построив на его месте ничего нового.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.