Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Поэтика хронотопа в романе Грэма Грина «Тихий американец» (*Общие критические статьи)


Грэм Грин (1904 – 1991) – английский писатель, журналист, британский сотрудник секретной службы в годы Второй мировой войны, в 1951 – 1955 годах был во Вьетнаме и стал очевидцем драматических событий, происходящих в этой многострадальной стране, заняв активную антивоенную и антиколониальную позицию. Роман «Тихий американец» написан в 1955 году.

Историческое время в романе Грэма Грина связано с борьбой вьетнамского народа против французских и американских колонизаторов. Действие происходит во Вьетнаме, в 50-е годы, когда страна была французской колонией. Художественное время в романе развивается не линейно, а ретроспективно, рассказчик постоянно в своих воспоминаниях возвращается в прошлое. Цель ретроспекции – наиболее полно, постепенно и последовательно раскрыть образ «тихого американца» Олдена Пайла и показать взаимоотношения повествователя с ним.

В создании хронотопа используется художественная условность, автор смещает исторические события: большая бомба взорвалась возле «Континенталя» раньше, а не вслед за велосипедными бомбами.

Но в предисловии Грэм Грин подчёркивает, что он допускает такие хронологические отклонения, так как написал не исторический очерк, а роман.

Повествование начинается с того момента, когда рассказчик сидел у себя в комнате на улице Катина после ужина в напряжённом ожидании приятеля Олдена Пайла, хотя впоследствии мы поймём, что Фаулер знал о покушении на друга, ведь он сам навёл на него вьетнамских коммунистов. Напряжённость усиливается точным обозначением времени. Англичанин Фаулер ждал Пайла к 10 часам вечера, но уже наступила полночь, и рассказчик вышел на улицу. Художественное пространство расширяется, и его дополняют фигуры старух в чёрных штанах, сидящих на корточках у входа на площадке, объясняя это тем, что в феврале в домах жарко. Длинная улица пуста (очевидно, действует в военной обстановке комендантский час). Ещё одна деталь говорит о военном времени: велорикша, едущий к реке, где разгружают новый американский самолёт. Ждёт Олдена в соседнем от рассказчика подъезде и его «туземная» возлюбленная Фуонг («Феникс»), дочь местного высокопоставленного чиновника, «мандарина», которая раньше жила с Фаулером. Рассказчик предлагает девушке подняться к нему наверх, так как ждать на улице небезопасно – может арестовать полиция (комендантский час). Художественное пространство сужается, мы снова к комнате героя, где выразительна одна деталь, свидетельствующая о времени действия: по случаю китайского Нового года в комнате стояло дерево, с которого облетели жёлтые лепестки и застряли между клавишами пишущей машины. Фуонг разливает горячий чай, как полгода назад, только причёска у неё другая: она изменила её в угоду новому возлюбленному Пайлу, сыну обеспеченных американских родителей, который обещал на ней жениться.

Героев вызывают в полицейский участок на допрос, где следователь Виго сообщает, что Пайла нашли под мостом в тине в Дакоу: его утопили в тине. Виго спрашивает Фаулера, как тот познакомился с Олденом, и рассказчик возвращается в прошлое – в утро знакомства, когда за его столик присел «тихий, скромный и очень серьёзный» молодой американец, начитавшийся книг Йорка Гардинга и свято уверовавший в идеи этого пропагандиста, особенно в книгу «Наступление красного Китая» с его основной мыслью о том, что Востоку нужна третья сила.

Затем повествование возвращается в настоящее – наутро после смерти Пайла. Фуонг вместе с Фаулером идёт на квартиру погибшего возлюбленного за вещами и застаёт там Виго, производящего обыск. За эпизодом разговора с американским атташе следует снова ретроспекция: воспоминание о том, как месяца через два после своего приезда Пайл, постоянно краснеющий от смущения, в том же «Континентале» впервые встретил Фуонг.

Таким образом, мы убедились, что основной приём создания хронотопа – это ретроспекция; пространство и время постоянно смещаются, настоящее и прошлое чередуются, чтобы создать полную картину событий.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение