Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Первый этап эволюции Мартина Идена в романе Джека Лондона – очарование буржуазным обществом и тернистый путь к успеху (Лондон Джек)

Можно выделить два основных периода в эволюционном пути героя, прямо противоположных по отношению друг к другу: движение к социальному успеху и внутренний крах. Эволюция сознания главного героя проходит несколько этапов, в каждом из которых присутствует Руфь Морз.

На первых страницах романа перед нами моряк, представитель рабочего класса. Его профессиональные навыки и привычки особенно ярко раскрываются в портрете: «Что-то в его грубой одежде сразу выдавало в нём моряка». [1:7]. Мартин Иден впервые оказывается в аристократическом обществе и чувствует себя неловко в просторном холле. Он не знает, куда девать фуражку, пытается даже засунуть её в карман пиджака. Хорошо, что его новый знакомый, который из чувства благодарности за чудесное спасение пригласил спасителя в свой дом, понял переживания моряка и спокойно и естественно отнял кепку.

Походка Мартина Идена тоже свидетельствует о профессии моряка:

В портрете героя можно выделить внешние и психологические детали. Внешние детали подчёркивают физическую силу Мартина Идена: широкие плечи, могучие ручищи. Психологические детали указывают на робость, неуверенность, неловкость моряка, впервые оказавшегося в аристократической гостиной: руки «болтались по бокам», потому что оробевший моряк не знал, куда их девать; «вдруг в страхе отпрянул, точно испуганная лошадь». [1: 7]. Молодой человек стыдится своей неуклюжести и в то же время пытается прикрыть свою тревогу шутливым тоном. На сложное психологическое состояние страха и неуверенности героя указывают и сравнения: «… только взгляд насторожённый, словно у дикого зверя, когда он чует ловушку». [1: 8]. Кроме безмерной застенчивости, в Мартине Идене подчёркивается его редкая чуткость и гордость. Увидев усмешку во взгляде спасённого им Артура, моряк почувствовал себя уязвлённым в самое сердце, но решил идти до конца, поэтому лицо моряка стало жёстче, а глаза сверкнули воинственно. Уже в первом описании героя выделяются такие его качества, как гордость, самолюбие, но в то же время в этом «дикаре» есть чувство красоты: «Он всегда чутко отзывался на красоту, а тут было на что отозваться». [1: 8]. Внимание молодого человека привлекла картина могучего прибоя. А когда он увидел на столе книги, то «в глазах тотчас вспыхнула тоскливая зависть и жадность, точно у голодного при виде пищи». [1: 9]. Этот факт говорит о том, что в Мартине уже существовала тяга к знаниям, интерес к живописи и поэзии, стремление прочесть много книг.

Мартин Иден был погружён в чтение, когда в комнату вошла молодая женщина. Так произошло знакомство героя с девушкой Руфью Морз, сестрой Артура, сыгравшей огромную роль в его судьбе. Портрет героини дан глазами Мартина Идена, и это очень важно: понять, какое впечатление произвела на него девушка и как он её поначалу воспринимает: «Он увидел бледное воздушное создание с облаком золотистых волос и одухотворённым взглядом огромных голубых глаз». Герой видит в девушке возвышенную красоту, сравнивает её с хрупким золотистым цветком на тоненьком стебле». Для него она – «дух, божество, богиня». [1: 10].

Второй портрет Мартина Идена дан наблюдательными глазами девушки, и это тоже важно: как воспринимает Мартина «девушка из высшего общества», правда, знающая о мужественном и благородном поступке моряка, который в уличной драке спас её брата. Руфь подмечает отнюдь не аристократические руки со свежими подживающими ссадинами, шрамы на щеке и на лбу, красную полосу на бронзовой шее – не привык к жёстким воротничкам, дешёвый, неизящный крой костюма, из которого выпирают бицепсы.

Сначала молодые люди не могли найти общий язык – слишком велика была разница между ними. Когда Мартин Иден пытался объяснить девушке, откуда у него на шее шрам, внутренне он чувствовал, что с порядочными девушками о поножовщине не говорят. А для Руфь грубые просторечные слова моряка звучали, как китайская грамота. Но когда речь зашла о поэте Суинбере, которого Мартин ошибочно назвал «Свинберн», а девушка поправила, разговор стал непринуждённее. В словах Руфь он почувствовал умственную жизнь, тёплую, удивительную красоту. Молодой человек «воспарил на крыльях воображения», жадно слушая, что говорила эта прекрасная женщина о литературе и искусстве. Мартин испытывает сложные и противоречивые чувства. Во время разговора о Лонгфелло юноша поспешил «выставить в лучшем виде свой скромный запас знаний о книгах, желая дать понять, что и он не вовсе тёмный…» [1: 16]. Но увидев жалостливо-снисходительную улыбку девушки. Мартин уже рассердился на себя, что «полез хвастать учёностью». Извинившись, что «встрял» в учёный разговор не по своей части, моряк почти угрожающе сказал: «А только добьюсь я, будет по моей части». В этот момент психологический портрет Мартина Идена дан глазами Руфь:

А на героя огромное впечатление произвело то, что девушка учится в университете, слушает специальный курс английской филологии.

Сидя впервые за аристократическим столом, Мартин поражается мысли, которая, кажется сама собой из каких-то глубин всплывает в его сознании: «покорить, завоевать для неё, этой воздушной, бледной, точно лилия, девушки, что сидит рядом» целый мир. [1: 25].

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.