Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Великая отечественная война в повести В. Л. Кондратьева «Сашка» (ЕГЭ по литературе)


Тема Великой Отечественной войны никогда не уходила из советской литературы. По-новому осмысливается военная тема в период хрущёвской «оттепели». Это связано с тем, что к литературе обратились те, чья юность совпала с войной. Только трое из ста молодых людей, родившихся в 1923 – 1924 годах, вернулось с полей сражений. Им посчастливилось остаться в живых, и они чувствовали свой долг перед погибшими товарищами.


Они должны были рассказать от имени всего поколения о том, как это было. Они должны были передать тот колоссальный жизненный и душевный опыт следующим поколениям. Почувствовав «железное дыхание смерти», пережив тяжёлые утраты, повзрослев за четыре года войны на двадцать лет, они «не утратили в себе прежний мир юности».

Так на рубеже 50-60-ых годов возникла «лейтенантская проза», которая открыла перед читателями «окопную правду». Писатели изображают войну не с генеральских высот, не с позиций военачальников, планирующих над картой грандиозные сражения. Они показывают «сороковые, роковые» «изнутри», из эпицентра событий. Бывших лейтенантов интересует прежде всего человек на войне. Им приходилось смотреть в глаза смерти, переживать гибель своих товарищей, и поэтому им хорошо было знакомо реальное ощущение, что человек не бессмертен.

Foxford

В «лейтенантской прозе» раскрывается характер простого солдата, который каждый день на войне преодолевает самого себя.

Именно о таком простом солдате, умеющем преодолевать страх, и написал В. Л. Кондратьев. Талантливая военная повесть «Сашка» появилась в февральской книжке журнала «Дружба народов» в 1979 году. Автор не раз повторял: «Все мы вышли из некрасовских «Окопов», имея в виду книгу

В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда». Некрасова и Кондратьева объединяет демократичность, страстная ненависть ко лжи.

Повествование начинается с того, что герой заступает на ночной пост. Автор ведёт свой рассказ от третьего лица, но у читателя возникает ощущение, что события изображены глазами Сашки. Автора интересует, что чувствует человек на войне, о чём думает, какие поступки совершает. Вот герой оценивает позицию от подбитого танка до «махонькой, разбитой вконец» деревни: «И плохо, что роща в этом месте обрывалась не сразу, а сползала вниз мелким перелеском да кустарником. А ещё хуже – метрах в ста поднимался взгорок с березняком, не частым, но поле боя пригораживающим». Сашка думает о том, как бы снять хорошие валенки с мёртвого немца, лежащего около этого взгорка. Он заботится не о себе, а о ротном командире, и это характеризует его как доброго и бескорыстного человека, думающего прежде всего не о себе, а о других людях. Но Сашка не способен на безрассудный поступок, в нём хорошо развит инстинкт самосохранения, и он понимает каким-то внутренним чутьём, что делать это сейчас не безопасно.

Наиболее полно и ярко характер Сашки, который считают открытием Кондратьева, раскрывается в эпизоде с пленным немцем. Взводный приказывает вести «фрица» в штаб. Комбат приказывает: «Немца – в расход». Ничего не сказал пленный, молчал на допросе.

Благородство и человечность героя проявляются и в любви, и в дружбе. Он спасает от смерти медсестру Зину, прикрыв её своим телом во время обстрела. Но избранником Зины становится лейтенант. Сашка случайно слышит разговор молодых людей и понимает, что у них – любовь. Преодолев боль обиды, проанализировав свои отношения с Зиной, герой приходит к выводу: «… неосудима Зина… Просто война…». Сашка умеет понять другого человека, умеет сохранить в себе чувство человеческого достоинства, не поддаться мелким чувствам зависти, ревности, злобы.

В госпитале Сашка выручает друга – лейтенанта Володю, спасает его от трибунала. Раненые возмущены маленькой порцией каши – всего две ложки. Сытый, румяный майор пытается успокоить больных, но Володя в гневе швыряет в начальника тарелку. Сашка берёт вину на себя. Его, рядового, дальше передовой не пошлют, а лейтенанта Володю расстреляли бы.

В конце повести мы видим героя, возвращающегося домой в отпуск. Спокойная, мирная Москва и девушки на каблучках не вызывают в нём чувства негодования и злости. Напротив, он испытывает чувство гордости за себя и своих товарищей.

Такие, как Сашка, и выиграли войну в 1945 году, спасли мир от фашизма. Война – это проверка на человечность, и герой Кондратьева это испытание выдержал с честью. Константин Симонов так написал о «Сашке»: «Это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте и на самой трудной должности – солдатской».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 02:32:54
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение