Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Художественное своеобразие оды Ломоносова (ЕГЭ по литературе)


Рассмотрим более детально, какие художественные средства использует автор в своей оде.

В первой строфе воспевается тишина – мир - как единственно необходимое условие развития и процветания государства. Автор использует риторическое обращение, которое служит возвышению стиля:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина, блаженство сёл, градов ограда…

Образ тишины создаётся с помощью эмоционально-оценочных эпитетов: возлюбленная, полезна, красна. Барочным элементом можно считать монументальность и живописность картины, которую создаёт поэт: «цветы пестреют», «класы на полях желтеют», «сокровищ полны корабли // Дерзают в море за тобою». Величественный и монументальный образ тишины создаётся не только с помощью олицетворения, но и персонификации:

Ты сыплешь щедрою рукой

Своё богатство по земли.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Возникает мотив обширного пространства: поля, море. Тишина метафорично представляется в образе величественной статуи, которая сыплет «щедрою рукою // своё богатство по земли», и в этом есть элемент барокко.

Во второй строфе создаются два образа: солнца и императрицы Елизаветы. Образ солнца создаётся с помощью перифраза «великое светило миру», олицетворения: «на все страны свой взор наводит». Образ Елизаветы создаётся в параллели с тишиной с помощью сравнения:

Но краше в свете не находит Елизаветы и тебя.

Ты кроме той всего превыше;

Душа её зефира тише,

И зрак прекраснее рая.

С помощью местоимений 2-го лица «тебя», «ты» продолжает звучать тема тишины, которая логично переходит в тему императрицы, но поэт продолжает обращаться к тишине. Краше всего на свете Елизавета и тишина, именно они превыше всего. Сравнения выражены именами прилагательными в сравнительной степени: «тише», «прекраснее».

В 3-ей строфе тема тишины-мира и императрицы тесно связаны, переплетены. Ломоносов восхваляет Елизавету за то, что, когда она взошла на престол, «как вышний подал ей венец», она вернула в Россию тишину (снова местоимение «тебя» - автор сохраняет тему обращения к тишине, его поэтическая речь направлена именно к тишине). Елизавета «войне поставила конец», «облобызала» тишину. Речь Елизаветы звучит миролюбиво: ей достаточно военных побед её великого отца, она не хочет больше крови, наслаждается счастьем «россов». Для неё дороже спокойствие народа, а не расширение территорий на запад и восток.

С 4-ой строфы начинает сильнее звучать хвалебная песнь Елизавете. За что же поэт восхваляет императрицу? За «кроткий глас», за отказ от войны, за мирные намерения, за то, что она «изволила» «в мире расширять науки». Поэт использует развёрнутое сравнение, чтобы передать восторженные чувства лирического героя:

Твои щедроты ободряют

Наш дух и к бегу устремляют,

Как в понт пловца способный ветр

Чрез яры волны порывает…

Старославянизмы «понт» (море), «ветр», «яры» усиливают эмоциональность речи, её торжественность и возвышенность. Этой же цели служат олицетворения и риторические обращения: «Молчите, пламенные звуки», «Вы, наглы ветры, не дерзайте реветь…».

В следующей части создаётся образ Петра Первого как идеального государя. Возникают аллюзии, связанные с образом Христа. Зиждитель мира – Бог, Творец – «послал в Россию Человека». Заслуга Петра в том, что он возвысил Россию, поднял до небес. Монументальность образа Петра усиливается с помощью элементов барокко. Поэт использует мифологические образы:

В полях кровавый Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг.

Марс – бог войны – устрашился Петра (гипербола), Нептун – бог моря – никогда не видел российских кораблей, поэтому удивлялся этому, здесь имеется в виду то, что именно Пётр создал русский флот. Образ Невы создаётся с помощью олицетворения:

В стенах внезапно укрепленна

И зданиями окруженна,

Сомненная Нева рекла:

«Или я ныне позабылась

И с оного пути склонилась,

Которым прежде я текла?»

В такой яркой, живописной форме поэт говорит об основании Петербурга. Именно Пётр начал развивать науки в России, и об этом поэт говорит, используя гиперболу, олицетворение и метафору:

Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки,

К сему монарху говоря:

«Мы с крайним тщанием готовы

Подать в российском роде новы

Чистейшего ума плоды».

Ломоносов признаёт величие Петра, полководца- победителя, который проводит время в военных сражениях, но отмечает, что слава принадлежит и народу. Автору оды важнее и ценнее слава миролюбивого монарха, и именно к миру призывает поэт Елизавету, развёртывая грандиозные перспективы геологических изысканий на пользу России:

Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит,

Пространная твоя держава

О как тебе благодарит!

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля твои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течёт;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветёт.

Наука раскроет неслыханные сокровища, запрятанные в недрах русской земли, и представит их отечеству. Всегда присущая Ломоносову идея связи науки и практики выражена в оде с собой рельефностью и монументальностью. Можно всё найти, учёные проникнут в тайны природы:

Не требует к тому Россия

Искусством утверждённых рук.

Иными словами, нужны подготовленные кадры. В 15-ой строфе поэт раскрывает тезис, который развивает в конце оды:

Хотя всегдашними снегами

Покрыта северна страна…

Но бог меж льдистыми горами

Велик своими чудесами…

Автор оды уверен в нескончаемых богатствах Севера, он призывает обратить внимание на Урал и Дальний Восток, устремиться к Северному Ледовитому океану, на Курильские острова. Его призыв звучит эмоционально, живо, энергично, бурно, динамично, напористо. Он воспевает науку:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50568




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2021 «Критическая Литература»

Обновлено: 11:30:36
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение