Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Художественное своеобразие лирики Цветаевой (ЕГЭ по литературе)

М. И. Цветаева — поэтесса, творчество которой отличается от произведений лириков ХХ века. Цветаевская поэзия не относится ни к одному из модернистских направлений. В начале своего творческого пути поэтесса отдавала дань модным течениям: в ее ранних стихотворениях есть черты символизма (мистика, изображение потустороннего мира и другие), однако даже тогда Цветаева писала по-особенному. Характерная черта поэтессы — нетерпимость к шаблонам и правилам. Она открывает душу в стихотворениях, а «рамки» мешают ей быть откровенной. Темы лирики Цветаевой различны, но во всех произведениях прослеживается страстный, эмоциональный и искренний авторский голос. Каковы же художественные особенности поэтики Цветаевой? В чем проявляется ее индивидуальность?

Во-первых, Цветаевой свойственно романтическое мироощущение.

Поэтесса воспринимала мир подобно творцам начала ХIX века, эпохи романтизма. В ее произведениях можно заметить мотив двоемирия, антитезу, выраженную в противопоставлении современной действительности и души лирической героини, которая является воплощением чувств и переживаний Цветаевой. Так, в стихотворении "Кто создан из камня, кто создан из глины..." поэтесса противопоставляет себя миру: она стихийная, свободолюбивая и уникальная (об этом свидетельствуют эпитеты "сверкаю", "серебрюсь", "своеволье"), а окружающая её действительность обыденная и бездуховная (Цветаева использует символ гроба). Образ лирический героини поэтесса сравнивает с морем: "Я — бренная пена морская", ведь именно эта стихия непосредственно связана с ее именем и подчеркивает её индивидуальность. Для Цветаевой идеал не является недостижимым, каким он был для поэтов XIX века: он — в её внутреннем мире.

Во-вторых, поэтесса по-особенному понимала роль творца и своё предназначение. В её отношении к своему творчеству вновь прослеживается связь с романтизмом. Истинный поэт, по мнению Цветаевой, наделен божьим даром, который отличает его от обычных людей, он стремится к какому-то иному, высокому бытию. Он подчиняется только вдохновению и, ощущая чуждость миру, творит, веря в будущее признание людей. В стихотворении "Что же мне делать, слепцу и пасынку..." Цветаева показывает непримиримость поэта и "толпы". С первых строк можно заметить антитезу: поэтесса называет себя "слепцом и пасынком", которому свойственны "страсти", "плач", "наважденья", в мире "гирь" (то есть в равнодушном и черством), где "каждый отч и зряч". Цветаева считает, что люди не ценят поэтический дар и не способны увидеть многогранность мира (они "вдохновенье хранят, как в термосе! / С этой безмерностью / В мире мер"). Поэт же в восприятии Цветаевой — "первенец", пророк, божий посланник. Так же она смотрела и на свое творчество: поэтесса понимала, что обладает необыкновенным талантом, даром.

В-третьих, композицию, ритм и специфику языка Цветаевой можно назвать новаторской.

Проследим эти особенности на примере стихотворения "Рас — стояние: версты, мили...". С первых строк поэтесса разделяет слова, для того чтобы пристальнее посмотреть на них, увидеть новые смыслы. Цветаева находит слова с одинаковой приставкой "рас-" и видит в них близкую её переживаниям мысль о разлуке. Мотив расставания, невозможности общения близких людей ощущается на протяжении всего стихотворения. Кроме того, в данном произведении можно заметить любимый пунктуационный знак Цветаевой — тире. С его помощью поэтесса ещё раз обращает внимание читателя на душевный разлад лирической героини из-за разлуки с дорогими ей людьми (речь прерывиста и импульсивна из-за переживаний): "И не знали, что это сплав", "не рассорили — рассорили, / Расслоили...". Пристальное внимание к слову, нестандартное использование морфем, особая расстановка пунктуационных знаков превращают стихотворения Цветаевой в уникальные произведения искусства.

В заключение хочется сказать, что Цветаева — одна из самых нестандартных творцов за всю историю русской поэзии. Её ранние стихотворения своей предметностью были похожи на акмеистские, обращением к иному миру — на символистские, а словотворчество в поздних стихотворениях напоминает футуристов. Однако ни одно течение не могло полно раскрыть внутренний мир поэтессы. Слишком многосторонней и особенной была душа Цветаевой, чтобы следовать принципам какого-либо направления.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.