Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Анализ стихотворения Фета «Не тем, Господь, могуч, непостижим…» (ЕГЭ по литературе)


Тема стихотворения А. А. Фета «Не тем, Господь, могуч, непостижим…» - человек и Бог, человек и Вселенная, загадка человеческой души, могущество Творца. Главная загадка для Фета не тайна мироздания, а тайна человеческого духа и огня, который горит сильней и ярче всей Вселенной в душе человека.

По своей стилистике стихотворение близко к тютчевским философским произведениям. У Фета тот же высокий, слегка архаичный язык, та же особенная возвышенность стиля и мысли. Если не знать, что стихи принадлежат Фету, я бы приняла их за стихотворение Тютчева. Но всё-таки оригинальность и неповторимость стихотворения Фета заключается в неожиданном ходе мысли.

Композиционно стихотворение делится на две части, противопоставленные друг другу.

Перед нами внутренний монолог лирического героя, обращённый к Богу. Первая часть – сложное предложение – построена на отрицании. Для лирического героя Бог велик не тем, что явился создателем мира, Вселенной.

В первой части созданы четыре образа. 1. Бог – «Господь могуч, непостижим». Мысль о невозможности для человека постичь Бога содержится и в оде Г. Р. Державина «Бог»:

Неизъяснимый, непостижимый!

Я знаю, что души моей

Воображении бессильны

И тени начертать твоей.

2. «Светлый серафим» - высший чин ангела, который зажёг солнце над мирозданием и которому Бог повелел «блюсти… законы».

3. Образ солнца, для создания которого используются метафоры «громадный шар», «мертвец с пылающим лицом», которые подчёркивают в нём отсутствие высшего, духовного начала. Фету было важно подчеркнуть, что высшее творение Бога – это человек. «Мёртвое» солнце по воле Бога обладает «живительным лучом».

4. Лирический герой – это и конкретный, и обобщённый образ человека с его «мятущимся сознаньем».

Во второй части содержится ответ на вопрос: в чём же видит лирический герой величие, мощь и непостижимость Бога?

Величие Бога в самом лучшем его творении – человеке, в человеческом «я». Человек «бессильный и мгновенный». «Бессильный» - слабый, не обладающей мощью и силой Бога. «Мгновенный» - смертный; земная жизнь человека всего лишь мгновение перед лицом вечности. Но бессилию и мгновенности человека противопоставлен огонь, который он носит в груди, «как оный серафим». Огонь – это Божий дух. «Мёртвое» «дневное светило» противопоставлено живому солнцу – огню в груди человека. Огонь – это человеческий дух.

Человеческое «я» представлено в противоположных ипостасях. С одной стороны,

Я – добыча суеты,

Игралище её непостоянства…

С другой стороны,

Во мне он [огонь] вечен, вездесущ, как ты,

Ни времени не знает. Ни пространства.

Стихотворение Фета – это гимн человеку и его творческому духу.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение