Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ стихотворения Фета «Не тем, Господь, могуч, непостижим…» (ЕГЭ по литературе)


Тема стихотворения А. А. Фета «Не тем, Господь, могуч, непостижим…» - человек и Бог, человек и Вселенная, загадка человеческой души, могущество Творца. Главная загадка для Фета не тайна мироздания, а тайна человеческого духа и огня, который горит сильней и ярче всей Вселенной в душе человека.

По своей стилистике стихотворение близко к тютчевским философским произведениям. У Фета тот же высокий, слегка архаичный язык, та же особенная возвышенность стиля и мысли. Если не знать, что стихи принадлежат Фету, я бы приняла их за стихотворение Тютчева. Но всё-таки оригинальность и неповторимость стихотворения Фета заключается в неожиданном ходе мысли.

Композиционно стихотворение делится на две части, противопоставленные друг другу.


Перед нами внутренний монолог лирического героя, обращённый к Богу. Первая часть – сложное предложение – построена на отрицании. Для лирического героя Бог велик не тем, что явился создателем мира, Вселенной.

В первой части созданы четыре образа. 1. Бог – «Господь могуч, непостижим». Мысль о невозможности для человека постичь Бога содержится и в оде Г. Р. Державина «Бог»:

Неизъяснимый, непостижимый!

Я знаю, что души моей

Воображении бессильны

И тени начертать твоей.

2. «Светлый серафим» - высший чин ангела, который зажёг солнце над мирозданием и которому Бог повелел «блюсти… законы».

3. Образ солнца, для создания которого используются метафоры «громадный шар», «мертвец с пылающим лицом», которые подчёркивают в нём отсутствие высшего, духовного начала.

Foxford

Фету было важно подчеркнуть, что высшее творение Бога – это человек. «Мёртвое» солнце по воле Бога обладает «живительным лучом».

4. Лирический герой – это и конкретный, и обобщённый образ человека с его «мятущимся сознаньем».

Во второй части содержится ответ на вопрос: в чём же видит лирический герой величие, мощь и непостижимость Бога?

Величие Бога в самом лучшем его творении – человеке, в человеческом «я». Человек «бессильный и мгновенный». «Бессильный» - слабый, не обладающей мощью и силой Бога. «Мгновенный» - смертный; земная жизнь человека всего лишь мгновение перед лицом вечности. Но бессилию и мгновенности человека противопоставлен огонь, который он носит в груди, «как оный серафим». Огонь – это Божий дух. «Мёртвое» «дневное светило» противопоставлено живому солнцу – огню в груди человека. Огонь – это человеческий дух.

Человеческое «я» представлено в противоположных ипостасях. С одной стороны,

Я – добыча суеты,

Игралище её непостоянства…

С другой стороны,

Во мне он [огонь] вечен, вездесущ, как ты,

Ни времени не знает. Ни пространства.

Стихотворение Фета – это гимн человеку и его творческому духу.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 22:09:12
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение