Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим…» (Тютчев Ф. И.)


Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

1. История создания стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» и его место в лирике поэта.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» написано в 1851 году и входит в так называемый «денисьевский цикл».

«Денисьевский цикл» (название не авторское) посвящён Елене Александровне Денисьевой.

В 1850 году 47 – летний Тютчев познакомился с двадцатичетырёхлетней Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Елены Александровны, длился их союз, родилось трое детей. Поэт жил двойной жизнью, так как не мог оставить свою семью и жену. Денисьева умерла от чахотки в 1864 году, поэт винил себя в её смерти. При жизни Денисьева страдала, так как аристократический круг осудил её незаконную любовь и отвернулся от неё. Стихи Тютчева, посвящённые Денисьевой, вошли в сокровищницу мировой любовной лирики. Несомненно, цикл несёт автобиографический характер: стихийная незаконная страсть, страдания и муки любимой, её болезнь и умирание, отношение общества к незаконному союзу. Но факт отторжения обществом героини усилен, придавая ей трагический и романтический характер. В реальной действительности Денисьева посещала светские вечера и не все её осуждали.

2. Тема и идея стихотворения «О, как убийственно мы любим…».

В стихотворении раскрывается тема любви. Идею лирического произведения помогает понять следующий лексический ряд: «убийственно… любим», «в буйной слепоте страстей», «при первой встрече роковой», «судьбы ужасным приговором», «губим». Любовь – это «поединок роковой», как написал поэт в стихотворении «Предопределение». Любовь – это стихийная роковая сила, которой невозможно противостоять, которая приносит любящим страдания.

3. Лирический сюжет.

Лирический сюжет развивается с нарушением хронологической последовательности. Сначала лирический герой выводит общий закон любви, который заключается в том, что люди чаще всего губят тех, кто милей всего их сердцу. Затем он обращается к началу любви, к своей «победе» над любимой, над её сердцем. Но спустя год лирический герой с горечью осознаёт, что он принёс возлюбленной одни страдания. Он снова обращает свой взгляд в прошлое, в момент первой «роковой встречи», когда любимая была прекрасной, «младенчески-живой». Лирический сюжет снова движется к настоящему, в котором лирическая героиня утратила свою красоту, а её существование превратилось в «жизнь отреченья, жизнь страданья».

4. Образ лирической героини.

В образе лирической героини ведущим является мотив страдания. Детали портрета героини говорят об «убийственности» любви: нет «роз ланит», исчезли улыбка уст и блеск очей. Мотив краткости, мгновенности любви: сон любви – «мимолётный гость», мотив жестокости и неотвратимости судьбы: «Судьбы ужасным приговором // Твоя любовь для ней была». Образ героини сопровождает мотив толпы, которая «в грязь втоптала // То, что в душе её цвело». Любовь для героини: «судьбы ужасный приговор». «незаслуженный позор», а её жизнь – это «жизнь отреченья, жизнь страданья».

5. Образ лирического героя.

С образом лирического героя связан мотив его вины перед возлюбленной, здесь он ведёт диалог с самим собой, словно подводя итог году любви. Мотив «убийственной любви» усилен с помощью кольцевой композиции, которая подчёркивает диалектическую противоположность любви: «Мы то всего вернее губим, // Что сердцу нашему милей!». Определение любви даётся афористично: «в буйной слепоте страстей».

6. Художественные средства в создании образов.

Портрет лирической героини создаётся с помощью антитезы. Во время первой «роковой» встречи у неё были «волшебны взоры, речи // И смех младенчески- живой». Образу чистой, невинной девушки с волшебными взорами и младенчески-живым смехом противопоставлена героиня, которая через год безумных страстей утратила «улыбку уст и блеск очей». Теперь её померкнувшая красота показана с помощью метафор: «Всё опалили, выжгли слёзы // Горючей влагою своей». Двойной эпитет, излюбленный приём Тютчева, создаёт образ чистой, живой, непосредственной, невинной девушки, не знающей страданий и роковых страстей. Но этот прекрасный сон был недолговечен, он был мимолётным гостем, словно северное лето. Антитеза использована и в изображении противостояния героини и толпы: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала // То, что в душе её цвело». Здесь противопоставлены цветущая, нежная душа героини и грубая толпа, которая втаптывает её душу в грязь. Риторические вопросы и восклицания усиливают эмоциональность поэтической речи. Метод «двойного портретирования», который характерен для романов Достоевского, позволяет увидеть, какие стремительные изменения произошли с лирической героиней, свидетельствующие о её муках и страданиях: «Куда ланит девались розы, // Улыбка уст и блеск очей? // Всё опалили, выжгли слёзы // Горячей влагою своей». Любовь для героини: «судьбы ужасный приговор». «незаслуженный позор», а её жизнь – это «жизнь отреченья, жизнь страданья». Внутреннее состояние героини раскрывает следующий лексический ряд: «на земле ей дико стало», «очарование ушло», «от долгого мученья», «боль злую, боль ожесточенья, // Боль без отрады и без слёз!» Лексический повтор слова «боль» призван усилить мотив страданий героини, которая по накалу страстей и импульсивности не уступает героине романа Достоевского «Идиот» Настасье Филипповне.

7. Размер стихотворения, рифма, строфика.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, самым излюбленным размером русской классической лирики 19 века, придающим особую музыкальность, ясность и прозрачность поэтической речи. Женская и мужская рифмы чередуются, способ рифмовки перекрёстный: любим – губим; страстей – милей. Стихотворение написано катренами (четверостишиями), всего 10 катренов.

8. Эмоциональная тональность стихотворения.

Эмоциональная тональность стихотворения возрастает от начала к концу. Множество риторических вопросительных и восклицательных предложений придают речи особенную экспрессивность. В стихотворении раскрываются самые разнообразные чувства: горечь, страдание, вина, оскорблённая гордость, «злая боль ожесточенья».

Стихотворение производит большое впечатление накалом страстей, трагической историей любви, вызывает чувства сожаления и сострадания.

9. Картина мира, созданная в этом стихотворении.

В стихотворении Тютчев создаёт трагическую картину мира, картину сложных, драматических, противоречивых человеческих страстей. Любовь как основа человеческого бытия выступает в двух своих проявлениях: соединении душ и в их борьбе, «поединке роковом».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение














Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение

Заказать сочинение
Заказать сочинение
Заказать сочинение