Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Понятие добра в рассказе Матрёнин двор (ЕГЭ по литературе)

Несколько значений отдельного слова в значительной мере влияют на художественный текст, так как, неоднократно встречаясь, образуют связь, близкую к мотиву, проходящему через всё произведение. В рассказе “Матрёнин двор” А. И. Солженицына роль такого слова играет “добро”. С помощью этого понятия автор раскрывает образ Матрёны с разных сторон и даёт ему оценочную характеристику от лица рассказчика и других героев. Противопоставляя его образам остальных героев, рассказчик выделяет положительное нравственное начало главной героини. В первую очередь, оно выражается через оценку её трудолюбивого характера: “у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа”. Работа как лекарство спасает от недуга, как ежедневная потребность помогает самореализоваться. Работа становится необходимым состоянием Матрёны. Из-за бескорыстия героини её труд эксплуатируется соседями и знакомыми, и по своему складу личности она не может им отказать.

Соответственно сострадательной силе своего характера, она покидает свой черед дел, помогает. “Без тени зависти” она хвалит соседскую картошку, радуется, что так легко и хорошо ей работается на чужой земле. К характерному положительному признаку главной героини автор относит самопожертвование, которое становится главным источником и добра, и несчастья в её судьбе.

Совершение добрых поступков даётся Матрёне естественно, в бессознательном порыве она выполняет все адресованные ей просьбы и требования. Также она вышла замуж, потому что нужно было вести хозяйство, а времени задуматься над своими желаниями, осознать свой путь – у неё не было. Однако, несмотря на позитивную оценку рассказчика, образ её жизни вызывает у окружения неодобрение и непонимание: “и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно”. Простота и нетребовательность Матрёны выделяет её из толпы и не укладывается в обывательское сознание, поэтому порождает неприязнь к ней. Матрёна равнодушно относится к накоплению материальных ценностей, поэтому всё личное имущество её - изба, фикусы, колченогая кошка и коза - не поддаётся обобщающему определению “добра” или “скарба”. Рассказчик с удивлением отмечает, что “добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо”. Нельзя сказать, что рассказчик изначально принимает Матрёну, он видит в её побуждениях некоторую принадлежность к недоступному для обывателя (к числу которых относит и себя) духовному миру, поэтому до конца сам неспособен на понимание. Единственный раз его отчуждение от Матрёны происходит в день разборки и перевозки горницы, когда она “бегма похватила” телогрейку учителя и случайно за работой испачкала её. Лагерная телогрейка - символ прожитой в тяжёлых условиях жизни, напоминание о пройденных трудностях - дорогая сердцу учителя вещь. Получается, что и у него есть понятие о своём “добре”, что он также далёк от героини, как остальные герои.

Образ Фаддея, дивиря Матрёны, немыслим без представления об имуществе. Рассказчик описывает героя, не говоря прямо о его безумной скаредности: то, что “Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней”, что единственная дума Фаддея во время похорон - “спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер”, всё это красноречиво характеризует отрицательную оценку героя. Именно поэтому он противопоставляется Матрёне, как жадность противопоставляется бескорыстию.

Герои образуют два полюса: на одном сосредоточено всё безнравственное и материальное (“добро” в значении имущества), на другом - всё нравственное и нематериальное (“добро” в значении блага). Когда Матрёна рассказывает о себе, о том, что она могла бы выйти за Фаддея замуж, возникает момент близости двух полюсов, однако начавшаяся в тот момент Первая Мировая война преображает сближение в отдаление и предотвращает, по мнению рассказчика, побои, которые достались жене Фаддея. Затем Великая Отечественная война отнимает у Матрёны её мужа, Ефима, и она остаётся одна, без семьи и посторонней помощи. У неё остаётся Кира , “чрева ее [второй Матрёны] урывочек (или кровиночка Фаддея?)”, и Маша. Однако смерть Матрёны происходит по косвенной вине приёмной дочери, для которой понадобилась наследуемая горница, а после трагического события подруга забирает завещанную для своей дочери серую вязаночку. Три матрёнины сестры, их имена автор опускает за ненадобностью, захватывают последние пожитки погибшей; их тоже можно отнести к полюсу материального “добра”. Даже кошка грешнее Матрёны, так как убивает мышей. Главная героиня одинока в своей праведности, но всё содеянное добро уравновешивает мирское зло, всю человеческую массу пороков, её смерть, подобно смерти Иисуса Христа, искупляет народные грехи. Рассказчик завершает повествование утверждением того, что праведник, “без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша”, необходим. Смерть снова нарушает баланс весов, мистические детали рассказа, развозившиеся мыши и плохая погода в день похорон, предсказывают наступление необратимого, и на этот раз будущее местечка “Торфопродукт” автор оставляет в неизвестности.

Два значения слова “добро” делят героев на два лагеря (некоторого рода двоемирие), способствуют образованию сюжетной линии и контрастному выделению проблематики рассказа. К “добру” у рассказчика складывается своё особенное отношение, что важно с точки зрения характеристики героев и всего народного быта “нутряной России”. Наконец, обнажается философия автора в том, что один человек, жертвуя собой, способен на такое добро, на которое не способны остальные.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.