Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Особенности сознания как функции человеческой деятельности. Анализ А.Н.Леонтьевым ситуации «первобытной охоты» и его психологический смысл (Психология)

Для выделения особенностей сознания в качестве деятельностной функции у человека, необходимо отметить некоторые особенности самого сознания. В понимании Леонтьева сознание предстаёт как специфическая форма отражения психики человека. Сам факт появления и развития этой специфичной формы у человека в процессе эволюции приводит нас к необходимости исследования исторического развития психики у человека. Прежде всего, сознание человека определяется его образом жизни, степенью использования орудий и развитием социальных коммуникаций.

Однако основной критерий развития психики — развитие структурированного труда в обществе. Усложнение трудовых процессов, появление более сложных инструментов для их осуществления, а также передача этого опыта с помощью внешних форм, предназначенных для передачи информации из поколения в поколение. Переход к двояко опосредованной деятельности, характеризуемой наличием как материальных трудовых инструментов, так и социальных инструментов для внутриобщественного взаимодействия, перевёл сознание на качественно новый уровень.

Так, материальные орудия приобретают роль социальных предметов. Орудийность может приобретаться и не специально предназначенными для выполнения конкретного процесса предметами, если они имеют подходящие для выполнения действия качества, в то время как извлечённое из процесса труда специальное устройство свою орудийность утрачивает. Если сравнивать с животными, то можно заметить, что пусть они и могут замечать и использовать некоторые физические свойства предметов, но не способны выделить свойство орудийности тех или иных предметов, в то время как человек способен использовать любой подходящий для осуществления выбранной деятельности предмет в своих целях., причём один и тот же предмет может быть использован для разных, несвязанных друг с другом целей (палку можно использовать для того чтобы выбить пыль из ковра или достать удалённый предмет). Таким образом, содержание деятельности человека приобретает особый характер. Кроме того, стоит обозначить важность продуктивности деятельности — её результате в виде вещественного продукта. Содержание деятельности приобретает общественный смысл, который воспринимается и через поколения.

Что же касается усовершенствования социальных инструментов, в первую очередь, инструментов общения, то следует выделить возникновение языка как средства общения в ходе совместного труда и взаимодействий между членами общества. Постепенно происходит объективизация языка. Язык выполняет две основные функции: обозначает понятия и объекты, т.е. выполняет номинативную функцию, и служат для выражения различных состояний, т. е. Выполняет экспрессивную функцию. Развиваясь, язык принимает всё большее номинативное значение, оставляя экспрессивную функцию интонации и жестам.

Эти два изменения, возникновение языка и продуктивной деятельности, были выделены ещё Энгельсом. Они привели к появлению ещё одного важного изменения — разделения труда. Причём под разделением труда понимается не просто совместная деятельность, но первоначально технически разделённый труд.

Леонтьев приводит в пример разделение труда на охоте в первобытном обществе. Разделяются функции изготовления и применения орудий. Стоит заметить, что функция изготовления орудий сама по себе не приводит к удовлетворению потребности. Однако за счёт использования орудий в охоте и получения добычи в ходе коллективной деятельности выполняется потребность в пище, несмотря на отсутствие прямого участия в процессе охоты.

Таким образом, в ходе совместной деятельности происходит распределение обязанностей и разделение деятельности, причём некоторые члены общества не принимают прямого участия в добыче объекта потребности. В сравнении с поведением животных, чья деятельность направлена на прямое удовлетворение потребности, и деятельность одного индивида не может заканчиваться на достижении промежуточного результата, в то время как у человека в ходе разделения обязанностей часть членов общества участвуют в процессе добычи предмета потребности косвенно, изготавливая орудия или выполняя другую побочную деятельность. Таким образом, можно заметить, что только человеку свойственна коллективная деятельность, в которой удовлетворение потребности осуществляется через социальные связи внутри общества, что ставит психику человека на качественно новый уровень по сравнению с психикой животных.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.