Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Смысл названия поэмы «Мёртвые души» (Гоголь Н. В.)


"Мёртвые души" — поэма Н. В. Гоголя, описывающая "то место, где угрюмый Сатана лишь пытку дарит поселенцу Ада", или, проще говоря, реалии современной автору России. Произведение изначально задумывалось как роман, однако позже превратилост в поэму, потому что его пафос не соответствовал роману. Идею подал А. С. Пушкин, наблюдавший сделки с мёртвыми душами в одной из ссылок, но разве данное произведение исключительно о махинациях с покинувшими этот свет крестьянами?

Гоголь заявляет: "Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого", — действительно, каждый новый помещик "мертвее" предыдущего.


Автор нагнетает обстановку с помощью грации: от Манилова до Плюшкина планомерно растёт тленность бытия. Стоит отметить, что писатель использует приём социально типизации, заключающийся в демонстрации болезней общества. Первый посещённый Чичиковым помещик — Манилов; беспечный мечтатель, в притность которого, "казалось, чересчур было передано сахару", книга у него два года заложена на четырнадцатой странице, с женой они постоянно совершают обмен бессмысленными подарками, вроде чехольчика на зубочистку. Жизнь этого персонажа заключается в поклонении пустой красоте , что является начальной стадией отмирания души.

далее следует коробочка, помещица-накопительница. "Крепколобая", думающая только о собственной выгоде, обматывающая шею фланелью скупая женщина, но, как писал Данте: "Всё золото и всё богатство света людей не избавляют от забот..". Помещица соотвестсвует образу обитателя четвёртого круга Ада.

Если взглянуть на посещённого после Коробочки Нохдрёва, можно увидеть человека, который "в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать". Гоголь изображает помещика-игрока, чья душа погрязла в азарте, мотовстве и лжи. Наздрёв — вечный ребёнок, не думающий о чём-то, кроме развлечений. Как и Коробочка, он не умеет рационально расходовать финансы, однако если грехи прошлой помещицы на этом заканчиваются, то "достоинства" Ноздрёва — нет.

Затем Чичиков заезжает к Собакевичу, который "не любил ни о ком хорошо отзываться". Образ помещика-кулка дополняет любовь к еде, еде неразнообразно, но предоставленной в больших количествах. Собакевич сравнивается по с медведем, то с собакой, что подчёркивает господство животного начала в нём. Этакому человеку чужда красота; его имение — дань практичности. Так как в Собакевиче больше животного, чем человеческого, его душа "мертвее" души Ноздрёва.

Далее перед нами предстаёт Плюшкин, напоминающий Люцифера, вмёрзшего в Коцит в самом центре преисподней. Гоголь показывает остановившиеся часы в усадьбе помещика, намека, что время здесь остановилось, что Плюшкин вмёрз в свою старую одежду, в дом, казавшийся "каким-то дряхлым инвалидом". Последний Гоголевский помещик демонстрирует крайнюю степень "душевной смерти". Чичиков (наш русский Данте) добрался до девятого круга.

Таким образом, я считаю, смысл названия поэмы заключается в демонстрации пороков общества. Оксюморон создаёт необходимый для привлечения внимания читателя контраст, заставляя его сначала усердно искать те самые мёртвые души, а потом подводит к выводу, что поэма ими переполнена, как переполнен социум.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 05:17:23
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение