Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Что общего в осмыслении образа океана в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой...» и в стихотворении А. С. Пушкина «Погасло дневное светило...» (Лермонтов М. Ю.)

Что общего в осмыслении образа океана в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» и в стихотворении А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…»?

В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…», написанном в 1832 году, образ океана создаётся с единственной целью – раскрыть внутренний мир героя. Душа лирического «я» сравнивается с океаном:

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Автор использует развёрнутое сравнение, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть душу героя: как в океане на самом дне лежит груз, возможно, утонувшего корабля, так и в душе героя «надежд разбитых груз лежит». Образ океана создаётся с помощью риторического обращения и риторического вопроса:

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Второй риторический вопрос связан уже с лирическим героем. Автор использует психологический параллелизм, чтобы подчеркнуть, что его герой испытывает то же состояние, что и угрюмый океан. Невозможно постичь все тайны океана, точно так же невозможно толпе рассказать свои думы. Величественность океана сопоставляется с романтическим образом лирического героя, который ставит себе великие цели:

Я – или Бог – или никто!

Лирический герой сопоставляет себя с английским поэтом Байроном, говоря, что он не Байрон, он другой, хотя такой же «гонимый миром странник, // Но только с русскою душой».

Элегия А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…» написана в 1820 году, когда поэт с Николаем Раевским плыл на военном бриге «Мингрелия» в Гурзуф. Лирический герой находится на корабле и видит, как «погасло дневное светило», как «на море синее вечерний пал туман». Как и в стихотворении Лермонтова, здесь есть риторическое обращение «угрюмый океан» с точно таким же эмоционально-оценочным эпитетом «угрюмый», передающим безрадостное настроение, объединяющее водную стихию и лирического героя.

Чтобы усилить эмоциональность своей поэтической речи, автор трижды повторяет строки об угрюмом океане, которые звучат, как рефрен, основной лейтмотив:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Герой Пушкина романтичен, как и лирический герой Лермонтова, они разочарованы, утратили надежду. В стихотворении Пушкина герой бежит от «безумной любви», грустит о «потерянной младости», он покидает отеческий край и чувствует себя странником, как и герой Лермонтова.

Таким образом, в осмыслении образа океана в лирических произведениях Лермонтова и Пушкина есть много общего. Во-первых, это романтический образ стихии, которая отражает внутреннее состояние героев. Во-вторых, оба поэта с помощью океана стремятся создать грустное, тревожное настроение, передать лирическую взволнованность. Кроме того, они используют одинаковые художественные средства: риторическое обращение к океану, эпитет «угрюмый».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.