Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Нравственный выбор в литературе XX - начала XXI века (Т. Толстая, «Соня») (ЕГЭ по литературе)

Тема нравственного выбора звучит в рассказе Т. Н. Толстой "Соня". Основу сюжета составляет история о двух противоположных по характеру и отношению к жизни женщинах, представления и ценности которых, тем не менее, не прямолинейно-однозначны. Эволюция образов и духовных качеств героинь позволяет рассмотреть ситуацию морального выбора с нескольких сторон.

Одним из главных действующих лиц рассказа становится Ада Адольфовна, духовные характеристики которой прописаны предельно четко: она красива, сильна, "по-змеиному" элегантна и хитра. Выбор её имени не случаен: инфернальные коннотации имени и отчества передают злость, жестокость, насмешливость как основные черты нравственного облика женщины.

Ада Адольфовна ради развлечения задумывает и осуществляет "адский планчик", безжалостный розыгрыш над наивной и одинокой Соней, пренебрегает принципами моральности в своем поведении.

Однако её характер неоднозначен и не позволяет безапелляционно судить о низости выбора героини: в блокадный период женщина теряет отца и брата, но не бежит, не уклоняется от работы. Ада продолжает писать письма Соне и через много лет, причем делает это она без прежнего агрессивно-насмешливого куража. Единственная причина тому - человечность героини, поскольку отнять у Сони прекрасную мечту значило бы разрушить её жизнь. Ада ощущает, что "сама стала немного Николаем": вместе с многочисленными письмами Ада обретает те чувства, которые описывала, и даже некоторые черты внешности.

Негативный образ Ады повторяется в финале произведения, где она показана девяностолетней старухой: символом жестокости, под знаменем которой прошла её жизнь, становится изображение на камее, где "кто-то кого-то убивает".

Образу Ады Адольфовны противостоит Соня. Т. Толстая даёт достаточно резкую характеристику героини в начале произведения, настойчиво подчеркивает сонину глупость: "Соня была дура". Тем не менее, качества женщины неоднозначны: автор проводит параллель с известной героиней Ф. М. Достоевского, Соней Мармеладовой, ставшей воплощением доброты и жертвенности. Символом невинности, нравственности, внутренней чистоты героини становится белый голубок, которого "огонь не берет".

Соня совершает истинно нравственный выбор - она без малейших колебаний отвечает Николаю взаимностью, хранит верность мечте и любви, пусть и мифической. Переписка Сони и Ады продолжается около десяти лет, и развязка наступает только страшной блокадной зимой. Следующий шаг, продиктованный внутренней силой героини - сдержать обещание, данное вместе с посланным голубком, отдать Николаю свою жизнь - ту баночку сока, которой можно было спасти лишь одного. Женщина уходит из жизни, жертвуя собой ради "призрака", никогда не существовавшего мифического возлюбленного. Однако её самопожертвование не бессмысленно - пытаясь спасти вымышленного Николая, Соня сохраняет жизнь живой, настоящей Аде.

Таким образом, парадоксальные взаимоотношения и нравственные позиции двух героинь не укладываются в узкие рамки противопоставления, и их действия могут быть рассмотрены с различных сторон.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.