Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза» для представления на сцене (экспликация). (*Общие критические статьи)

Александр Николаевич Островский – создатель русского национального театра. Впервые на сцене главными действующими лицами являются не дворяне, помещики и интеллигенция, а люди из народа, средний класс, купечество, ещё сохранившее русские национальные обычаи, живую русскую разговорную речь. Пьеса написана в 1859 году, в переходный исторический период перед отменой крепостного права в 1861 году, когда начинал рушиться патриархальный уклад жизни, наступали его «последние времена». И, как всегда, в такой период появляются неясные надежды на что-то новое, прекрасное и светлое, возникают мечты о воле, о счастье.

Прошло полтора века с момента выхода пьесы. Чем она может быть интересна современному зрителю? Интерес к классике никогда не умрёт, потому что в ней правда жизни, она всегда будет актуальна, и всегда режиссёры, стремясь не отойти от замысла автора, будут искать новые, свежие, оригинальные трактовки пьесы.

Сверхзадача, которую может поставить режиссёр, - показать на сцене русскую национальную народную социально-бытовую драму, усиливая в ней фольклорные мотивы. Уже само название пьесы звучит поэтично и многозначно. «Гроза» - это и стихийное природное явление, о котором все в пьесе говорят, но каждый понимает его по-своему. Это и любовь-стихия в душе Катерины, с которой она пытается бороться. Гроза – это, по религиозным понятиям, и Божье наказание за грехи. В пьесе отражаются два конфликта: внешний, социально-бытовой. Всех действующих лиц условно делят на «самодуров» и их жертв. По сути, это борьба за свободу, за волю. Внутренний конфликт – в душе Катерины: борьба между чувством и долгом, между любовью и осознанием греховности этой любви.

Атмосфера спектакля меняется от светлого поэтического настроения, заданного в начале пьесы до мрачной и трагической развязки, которая несёт с собой и катарсис – очищение.

Действие происходит в городе Калинове, расположенном на высоком берегу Волги. Название вымышлено и связано с устным народным творчеством. Калина, символ горькой женской судьбы, ассоциируется с образом Катерины, замужней женщины, полюбившей другого человека. В сказках и былинах на Калиновом мосту происходят сражения русских богатырей с чудом-юдом, поэтому можно утверждать, что в названии городка звучит не только поэтический мотив, но и мотив борьбы. Действие спектакля должен двигать не внешний конфликт – противостояние гордой Катерины, не терпящей «напраслины», и её свекрови Марфы Петровны Кабановой, которая «поедом ест своих домашних». Сюжетной пружиной спектакля нужно сделать внутренний конфликт – борьбу Катерины со своим грехом. Этот трагический конфликт героини с самой собой неразрешим и связан с идеей покаяния. Измену мужу Катерина ощущает как грех, в котором надо каяться, который не избыть «до гробовой доски». Она не прощает прежде всего саму себя, поэтому не способна простить другого. Отчаявшаяся женщина даже не может представить себе, что кто-то может её простить. О простившем её муже, готовом всё забыть, Катерина говорит: «Ласка-то его мне хуже побоев». Возможно, что христианская позиция Тихона вызывает новые внутренние муки героини. Она ещё с большей силой ощущает свою виновность. Нравственные гонения Кабанихи, наоборот, в какой-то мере облегчают для Катерины сознание вины. Она думает, что страдание в земной жизни искупает её грехи в будущей жизни.

В пьесе пять действий. Для представления на сцене в первом акте спектакля можно объединить 1-ое и 2- ое действия до кульминационного момента – сцены Катерины с ключом, где она делает нравственный выбор: бороться и дальше со своей любовью или пойти на свидание с Борисом, ведь другого случая может и не представиться. В 1-ом акте переход от первого действия ко второму технически можно оформить с помощью круга, когда с высокого берега Волги мы переходим в дом Кабановых. Во 2-ом акте можно объединить 3, 4 и 5 действия.

Пьеса открывается прекрасным сельским пейзажем, который и задаёт высокую планку поэтичному настроению. Высокий берег Волги, за ней сельский вид. На заднем плане высокие деревья изображают общественный сад, на переднем плане бульвар, несколько кустов и две скамейки. Виднеются золотистые маковки церкви. На небе тучи вдали и ещё не закрыли солнца. Поэтому не стоит создавать с помощью декораций сразу же мрачную, тягостную атмосферу. Тем более, что пьеса начинается с песни на слова поэта А. Мерзлякова «Среди долины ровныя…», широко распространённую в девятнадцатом веке, которую поёт Кулигин – мещанин пятидесяти лет, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Это добрый, мягкий, наивный человек, мечтающий об общественном благе, начитавшийся Ломоносова, наизусть цитирующий стихотворения поэта 18 века. Он не пытается открыто вступать в борьбу с Диким, но осмеливается просить у этого «значительного лица в городе» небольшие средства, чтобы сделать солнечные часы для горожан. С Катериной его роднит чувство красоты. Он восхищается природой, но его собеседники Ваня Кудряш и мещанин Шапкин его не понимают и называют «антиком, химиком» (в просторечии химик – ловкий, тонкий специалист).

Характеристику действующих лиц начнём с «самодуров» - Дикого и Кабанихи. В характеристике этих состоятельных калиновцев большое значение имеет их первое появление на сцене, так называемая «визитная карточка». Дикой ещё не появился на сцене, но о нём сообщают Кулигин и Кудряш, что он «размахивает руками» и «племянника ругает». «Нашёл где место!» - с неодобрением замечает механик-самоучка Кулигин, только что восхищавшийся красотой волжского пейзажа. И действительно, поведение Дикого, резко размахивающего руками, распалившегося в гневе, на фоне привольной Волги, чудесного сельского вида, открывающегося с высокого берега реки, кажется безобразным. Красота природы и безобразие во взаимоотношениях людей – вот контраст, с которого начинается пьеса. Люди не понимают, «какая красота в природе разлита». Если бы калиновцы увидели эту красоту, почувствовали бы восторг, который пятьдесят лет испытывает «антик» Кулигин, глядя на Волгу, научились бы у природы покою, тишине и гармонии. Но в патриархальном мире городка нет «благолепия»: самодуры тиранят своих жертв, и те безропотно терпят,

За что Дикой ругает Бориса? Видя племянника, он каждый раз вспоминает о неприятности: по завещанию своей матери и бабушки Бориса он должен передать молодому человеку и его сестре часть наследства при условии, если те будут почтительны к нему. Денег жалко. А с другой стороны, кто запретит Дикому сказать, что Борис непочтителен, даже если это неправда? Ведь Дикой чувствует себя полноправным хозяином городка, и закон ему не писан. Самого городничего может запросто, по-приятельски потрепать по плечу, когда тот призовёт к порядку. На просьбу рассчитать хорошенько мужичков, Савёл Прокофьевич отвечает городничему: «Стоит ли, ваше благородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»

Кабаниха появляется на сцене в окружении своего семейства: сына Тихона, снохи Катерины и дочери Варвары. Общение Марфы Игнатьевны с близкими людьми оставляет тягостное впечатление. Она предчувствует, что «дети» хотят жить своей волей, боится, что они уйдут из-под её власти. «Не очень-то нынче старших уважают», - ворчит Кабаниха и упрекает Тихона в том, что ему «жена милее матери».

Мы видим, что Дикой и Кабаниха представляют собой два разных социально-психологических типа. Самодурство Дикого основано на власти денег и беззаконии. Стоит лишь заговорить о деньгах, как этот «ругатель» и «пронзительный мужик» становится неуправляемым, оскорбляет беззащитных людей, ведёт себя так, как будто он «с цепи сорвался», ему ничего не стоит «ни за что человека оборвать». Его поступками управляет своеволие. «Захочу – помилую, захочу – раздавлю», - говорит он Кулигину, когда тот просит всего десять рублей для общественной пользы, чтобы установить солнечные часы на бульваре.

Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип купечества, но она требует лишь формального исполнения традиционного уклада. Например, жена обязательно должна бояться мужа. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего», - упрекает она Катерину. Она делает «всё под видом благочестия». Соблюдая «букву» домостроевского закона, выбирая из него самые суровые правила, она забывает об основном христианском законе – милосердии и прощении. В этом проявляется её ханжеская сущность. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - говорит о Кабанихе Кулигин Борису.

Кабанова всегда уверена в своей правоте, всегда тверда и непреклонна, свою ворчливость и строгость объясняет любовью к детям. Чувства раскаяния и жалости не знакомы этой хранительнице патриархальных устоев.

В Диком же ещё брезжит тусклый свет нравственной истины. Однажды в великий пост «изругал» он мужика, пришедшего получить деньги за работу. Затем он в ноги кланялся этому мужику, просил прощения, осознавая свой грех. В Марфе Игнатьевне сознание своей греховности полностью отсутствует, она не способна покаяться и попросить прощения.

Теперь рассмотрим другую категорию персонажей. Тихона и Бориса можно отнести к «жертвам». Оба они люди зависимые, не имеющие своей воли. Борис находится в неволе, потому что связан со своим дядей завещанием бабушки Анфисы Михайловны. В какой-то мере он расплачивается за «грехи отцов». Отец Бориса женился не на купеческой дочери, а на девушке-дворянке без родительского благословения. Борис терпит унижения и оскорбления ради своей сестры, хотя в глубине души он понимает, что угодить Савёлу Прокофьевичу невозможно.

Тихон вместе со своей женой Катериной живёт в доме матери и страдает оттого, что никак не может угодить матери, которая вечно недовольна всем. Единственный выход из этой неволи Тихон видит в своих отъездах из Калинова, когда он может устраивать пьяные загулы.

Оба героя любят одну и ту же женщину. Их характер раскрывается через отношение к Катерине. Катерина не любит своего мужа Тихона, тайно страдает по Борису и признаётся в этом своей золовке Варваре.

Что отталкивает Катерину от мужа и влечёт её к Борису? Тихон жалок и беспомощен, так как не только жену, но и самого себя не может защитить от «напраслины». Он винит Катерину в том, что ему всегда из-за неё «достаётся от маменьки». Катерина жалеет Тихона и хочет его любить, но разве сердцу прикажешь? Он отталкивает её именно в ту минуту, когда она молит его о помощи, просит взять с собой в поездку. Тихон так объясняет свой отказ: «… а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь!» Эти слова ранят Катерину: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?»

Что же влечёт Катерину к Борису? Просто потребность настоящей любви. Она не знает Бориса, видит его только со стороны. Может быть, этот молодой человек хорош собой, он, как и Катерина, чужд миру «тёмного царства», чувствует своё одиночество. Он интеллигентен, образован, одет, в отличие от калиновцев, в европейское платье. Но, в сущности, он, по своему положению, ничем не отличается от Тихона. Так же робок, несмел, зависим, нет в нём решительности и воли, он не способен защитить любимую женщину. Но когда любят, не рассуждают – Катерину бросает к Борису её страсть, её мечта о любви.

В финале пьесы, после признания Катерины в своём грехе, Тихон выглядит более человечным и достойным, чем Борис. В минуту последнего свидания с Катериной Борис трусливо говорит: «Не застали б нас!» Во время первого свидания он уверял несчастную женщину, что не погубит её. В момент расставания он думает: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!» Он только и может сетовать: «Эх, кабы сила!» Силы-то у него и нет, как и воли. «Нельзя мне, Катя, не по своей я воле еду…» - отвечает он любимой на её просьбу взять с собой.

После покаяния Катерины Тихон любит её и жалеет. Он признаётся Кулигину: «… мне её жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала». Он находит в себе силы простить «врага» своего Бориса и даже пожалеть его. А когда достают тело Катерины из реки, он бросает обвинения в лицо матери: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…».

Тихон и Борис не герои, они оба жертвы «тёмного царства», оба находятся в неволе. Зависимые и робкие, они не способны на решительные поступки, не могут защитить и спасти любимую женщину. Но в финале пьесы Тихон оказывается нравственно выше Бориса. Он проявляет не только доброту и человечность, сочувствие и жалость к изменившей ему жене и прощает её и своего «обидчика» Бориса. Под воздействием трагических событий в его душе рождается протест. Робкий и покорный прежде во всём своей матери, он обвиняет её в гибели жены и впервые не боится угроз.

Среди «жертв» самодуров есть персонажи, которые занимают не пассивную, а активную позицию. Это Варвара и Кудряш.

Варвара не противостоит открыто своей матери, когда та читает наставления, точит своих домашних, словно ржа железо. Девушка только делает вид, что слушает свою мать, а сама поступает по-своему. В сцене на бульваре, когда Марфа Игнатьевна сетует на то, что «не очень-то нынче старших уважают» Варвара говорит про себя: «Не уважишь тебя, как же!»

Легкомысленная, весёлая и беззаботная девушка не отличается болезненной совестливостью и сосредоточенностью на серьёзных нравственных вопросах, не утруждает себя размышлениями о грехе. Катерина с её нравственными метаниями кажется ей «мудрёной». Её жизненная философия проста: «… делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Она приспосабливается к тем обстоятельствам, в которых находится, утверждая, что весь дом на обмане держится, значит, без него не проживёшь.

Ваня Кудряш такой же весёлый и беззаботный, как и его подруга Варвара. Он работает конторщиком у Дикого и очень гордится тем, что не даёт спуску этому «ругателю»: «… он – слово, а я – десять; плюнет да и пойдёт». На чём же основывается уверенность Кудряша, что он ни за что не станет «рабствовать» перед своим начальником? Ваня знает, что богатый купец нуждается в нём как в конторщике, грамотном человеке. Однако когда Шапкин предлагает отойти в сторону, чтобы «пронзительный мужик» не привязался, Ваня Кудряш благоразумно соглашается.

Таким образом, и Варвара, и Ваня Кудряш умеют вовремя «отойти в сторону», чтобы избежать «грозы». Это не очень сложные характеры, не склонные драматизировать ситуацию и умеющие приспособиться к обстоятельствам.

Любовная линия этих героев развивается параллельно истории взаимоотношений Катерины и Бориса. Если любовь Катерины к Борису – это и сильная страсть, и трагедия, то связь Кудряша и Варвары напоминает взаимоотношения супругов, которые уже привыкли давно друг к другу. Создаётся впечатление, что они проводят время вместе от скуки. На это указывают авторские ремарки: «Варвара прилегла к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет». Прощаясь с любимым, Варвара «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого».

Если любовная история Катерины и Бориса заканчивается трагически, то Варвару и Кудряша ожидает довольно-таки благополучная развязка: они вместе бегут из города.

И Варвара, и Кудряш, при всей бесшабашности характера, по-своему добры, способны понять другого человека и посочувствовать ему. Например, дочь Кабанихи понимает, что Катерина не любит своего мужа, догадывается, что невестка влюблена в Бориса. Но легкомысленная девушка не может постичь глубины характера Катерины, её глубокой совестливости. Устраивая свидание Катерины с Борисом, она не задумывается, что подталкивает её к гибели.

Кудряш же, напротив, предостерегает Бориса от встреч с замужней женщиной: «Ведь это, значит, вы её совсем загубить хотите, Борис Григорьевич!»

Теперь о характере главной героини. Основное в Катерине – внутренняя чистота, глубокая совестливость, высокая поэтичность, чувство красоты, горячность и порывистость, её стремление к полёту («Отчего люди не летают?») ; религиозность, но не в полном христианском смысле, а в эстетическом, её страх предстать пред Богом без покаяния. Решительность, гордость, свободолюбие героини проявляется в одной фразе, которую и можно считать ключом к её характеру: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так и не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». Катерина – это и есть сама гроза. Она так же, как и это природное явление, стихийна, непредсказуема и неуправляема, она свободна в проявлении своих чувств.

Музыкальное оформление пьесы с помощью русских народных инструментов. Музыкальные инструменты: гитара (мещанский романс) и балалайка (народный инструмент). Преобладание цвета красного и золотистого, сочного, яркого, как на иконах и лубке.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.