—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

—опоставительный анализ стихотворений «ѕророк» ј. —. ѕушкина и ћ. ё. Ћермонтова (*ќбщие критические статьи)

—опоставление стил€ двух произведений: Ђѕророкї ј. —. ѕушкина и Ђѕророкї ћ. ё. Ћермонтова.

—равнение стилей двух Ђѕророковї начнЄм с анализа более раннего стихотворени€, затем обратимс€ к лермонтовскому Ђѕророкуї, написанному спуст€ п€тнадцать лет после стихотворени€ ј. —. ѕушкина.

—тихотворение Ђѕророкї ј. —. ѕушкин написал 8 сент€бр€ 1826 года по пути из ћихайловского в ћоскву. ѕозади т€жЄлый духовный кризис, который поэт преодолел в деревенской ссылке. ¬ древнюю столицу ссыльного поэта доставили по вызову нового цар€ Ќикола€ 1. ÷арь вступил на престол после извести€ о смерти јлександра 1 и м€тежа 14 декабр€ 1825 года.

—тихотворение создано в середине творческого пути поэта, поэтому его можно назвать программным. Ђѕророкомї завершаетс€ раннее творчество ѕушкина и открываетс€ втора€ половина его творческой жизни.

ѕроследим, как развиваетс€ лирический сюжет этого стихотворени€, как раскрываютс€ в нЄм две темы: духовного преображени€ человека и назначени€ поэта и поэзии.

¬ первую очередь обращает на себ€ внимание то, что стихотворение не разделено на строфы. ќчевидно, астрофичность помогает поэту подчеркнуть, что перед нами единый и непрерывный процесс духовного преображени€ земного, грешного человека в пророка.

«ав€зкой действи€ €вл€етс€ встреча лирического геро€ с посланником Ѕога Ц Ђшестикрылым серафимомї. Ќо встреча с ангелом Ц это следствие той Ђдуховной жаждыї, которую испытывает герой. Ђѕустын€ мрачна€ї - это метафора жизни человека и его души, лишЄнной света Ѕожественной истины, утратившего смысл своего существовани€. Ёто метафора человеческой души, лишЄнной духовного озарени€, си€ни€ Ѕожественной истины. „тобы произошла встреча с Ѕогом, лирический герой должен был очень сильно этого захотеть, пережить Ђдуховную жаждуї. Ђѕросите Ц и прос€щему будет даної, - гласит Ѕибли€. —лово Ђперепутьеї вызывает ассоциации, св€занные со сказочными мотивами. —казочные и былинные герои часто оказываютс€ на перепутье и должны из трЄх дорог выбрать верный путь. Ћирический герой не знает цели своей жизни, не знает, куда идти, к чему стремитьс€. —тарослав€нский глагол с неполногласием Ђвлачилс€ї очень €рко передаЄт состо€ние геро€, утратившего смысл жизни. ≈го покидают не столько физические, сколько душевные силы.

¬ следующей части рассказываетс€ о преображении земной природы человека. ¬ первую очередь измен€ютс€ его органы воспри€ти€ мира: зрение и слух:

ѕерстами лЄгкими как сон

ћоих зениц коснулс€ он:

ќтверзлись вещие зеницы,

 ак у испуганной орлицы.

¬озвышенность, торжественность, величавую медлительность, особую важность стилю придают старослав€нские слова, которые преобладают в стихотворении: Ђперстыї - пальцы, Ђзеницыї - глаза, зрачки, Ђвещиеї - пророческие, предвид€щие будущее, Ђотверзлисьї - открылись. —равнение Ђперстовї с таким отвлечЄнным пон€тием, как сон, подчЄркивает лЄгкость, бесплотность, воздушность, почти незаметность касани€ серафима. »нтересно сравнение Ђкак у испуганной орлицыї. ¬ стихотворении Ђѕоэтї также показано преображение поэта:

ƒуша поэта встрепенЄтс€,

 ак пробудившийс€ орЄл.

»звестно, что орлы обладают необычайно зорким зрением. ¬ Ђѕоэтеї орЄл выступает как символ свободы, независимости и гордости. ¬ Ђпророкеї не орЄл, а орлица, может быть, потому, что она символизирует пробудившуюс€ душу геро€.

ѕреображЄнный герой теперь обладает всеведением, он может предсказывать будущее, наделЄн даром пророчества. Ќеобычайно тонкий слух позвол€ет ему слышать то, что не дано обыкновенному человеку:

ћоих ушей коснулс€ он,

» их наполнил шум и звон:

» вн€л € неба содроганье,

» горний ангелов полЄт,

» гад морских подводный ход,

» дольней лозы проз€банье.

√ерою открываетс€ и надмирна€ высь, и подводна€ глубь, то есть вертикаль, уход€ща€ в вечность. Ќо его воспри€тие мира расшир€етс€ и по горизонтали: перед ним раскрываетс€ и земное пространство.

ƒалее процесс преображени€ всЄ более становитс€ болезненным и Ђкровавымї:

» он к устам моим приник,

» вырвал грешный мой €зык,

» празднословный, и лукавый.

» жало мудры€ змеи

¬ уста замершие мои

¬ложил десницею кровавой.

язык человеческий не способен вещать Ѕожественные истины, во-первых, потому, что он Ђгрешныйї: в нЄм отсутствует чистота помыслов, св€тость и праведность. ¬о-вторых, он Ђпразднословныйї: очень часто человек склонен произносить пустые, праздные, ничего не значащие слова. ¬-третьих, он Ђлукавыйї, то есть хитрый, лицемерный, лживый. Ћукавым называют дь€вола, склон€ющего человека на греховные мысли, чувства и поступки. ѕоэтому этот процесс можно считать духовным очищением человека. √рех человека чаще всего св€зан с его речью. «десь важно отметить, что, рассказыва€ о рождении пророка, ѕушкин опиралс€ на Ѕиблию, на Ђ нигу пророка »сайиї, главу 6. ¬ Ѕиблии »сай€, увидев в храме √оспода во славе и его ангелов, шестикрылых серафимов, испытывает чувство страха, осознава€ свою греховность: ЂЕ горе мне! ѕогиб €! »бо € человек с нечистыми устамиЕї ¬ книге »сайи нравственное очищение происходит с помощью только одного действи€. —ерафим берЄт клещами с жертвенника гор€щий уголь, касаетс€ уст пророка, произнес€: Ђвот это коснулось уст твоих, и беззаконие твоЄ удалено от теб€, и грех твой очищенї.

ћы видим, что ѕушкин не копирует, а творчески переосмысливает библейский сюжет, усилива€ мотив длительности и сложности преображени€ геро€. √ор€щий уголь по€витс€ после внутреннего очищени€ пророка:

» он мне грудь рассек мечом,

» сердце трепетное вынул,

» угль, пылающий огнЄм,

¬о грудь отверстую водвинул.

—ердце человеческое Ђтрепетноеї, потому что слабое, не способное вынести трудной миссии пророка, потому что им играют человеческие страсти. —ердце должно гореть, пылать огнЄм, чтобы жечь сердца людей.

»так, преображение земной природы геро€, его очищение произошли. Ќо такой мучительной операции не может вынести обыкновенный человек: Ђкак труп в пустынеї он лежал. “олько Ђглас Ѕогаї может вызвать к жизни пророка, направить его на выполнение высокой миссии.   чему же призывает Ѕог пророка? “олько преображЄнный герой может выполнить волю Ѕога:

Ђ¬осстань, пророк, и виждь, и внемли,

»сполнись волею моей,

», обход€ мор€ и земли,

√лаголом жги сердца людейї.

Ђ∆ечь сердцаї - значит пробуждать в люд€х совесть, стремление к нравственному очищению. ѕророк должен побуждать людей к нравственному совершенствованию, духовному очищению и обновлению.

„етырЄхстопный €мб ѕушкина звучит торжественно благодар€ многосоюзию, анафорическому повтору союза Ђиї в шестнадцати строках из тридцати. Ѕогатство интонации создаЄтс€ с помощью многообрази€ способов рифмовки. ¬ первых четырЄх строках рифмовка перекрЄстна€. ћужска€ рифма чередуетс€ с женской. –итм замедленный Ц так автору удаЄтс€ передать духовное томление геро€ перед встречей с серафимом. ¬ следующих шести строках, где показано преображение зрени€ и слуха геро€, рифмовка смежна€, две пары мужских рифм обрамл€ют пару женских Ц ритм стихотворени€ убыстр€етс€, тональность становитс€ более взволнованной. ƒалее используетс€ опо€сывающа€ рифмовка в сочетании со смежной. “ема пророческого призвани€ поэта нашла в стихотворении ѕушкина €ркое воплощение.

»так, обраща€сь к библейскому тексту, ј. —. ѕушкин, с одной стороны, творчески воссоздаЄт его, а не слепо копирует, а с другой стороны, он сохран€ет завораживающе торжественный стиль, свойственный классическим переложени€м св€щенных текстов. ¬ысокий торжественный стиль создаЄтс€ с помощью библейской лексики, церковнослав€низмов, анафорических повторов и инверсий.

ќбратимс€ к стихотворению ћ. ё. Ћермонтова Ђѕророкї, написанному в 1841 году. Ёто пример того, как Ћермонтов возвращаетс€ к темам и образам ѕушкина и по-своему их переосмысливает. Ђѕророкї Ћермонтова €вл€етс€ как бы продолжением и развитием Ђѕророкаї ѕушкина. ѕушкин в своЄм стихотворении утверждает великое общественное значение поэзии, видит в ней могучее средство воздействи€ на умы и сердца людей. Ћермонтов сопоставил своего поэта-пророка с современным обществом и показал, кака€ судьба ждЄт поэта, посмевшего выступить с критикой общественной лжи и несправедливости.

ѕроследим, как развиваетс€ лирический сюжет и раскрываютс€ образы в стихотворении Ћермонтова Ђѕророкї, попытаемс€ пон€ть, в чЄм стилевое своеобразие произведени€ продолжател€ ѕушкина.

¬ отличие от пушкинского Ђѕророкаї, стихотворение Ћермонтова разделено на строфы, всего их восемь. —ловно продолжа€ стихотворение ѕушкина, Ћермонтов говорит, что его герой уже получил от Ђвечного судииї Ђвсеведенье пророкаї. Ётот дар позвол€ет ему читать Ђв очах людейї Ђстраницы злобы и порокаї. ¬о второй строфе показано, что пророк приступил к выполнению своей миссии, но Ђблизкиеї забросали его Ђбешеної камень€ми. ¬ знак скорби и печали пророк посыпал пеплом Ђглавуї и бежал из городов. ќн оказалс€ в пустыне. Ќо если у ѕушкина это метафорическа€ пустын€, то у Ћермонтова это реальна€ пустын€, где стал жить нищий пророк, не прин€тый людьми: Ђнет пророка в своЄм отечествеї. ѕеред нами романтический изгнанник, не прин€тый, отверженный обществом. ¬ отличие от людей, Ђтварь земна€ї, хранит Ђзавет предвечногої и покорна пророку. ќн находитс€ в гармонии с природой: звЄзды слушают его, Ђлучами радостно игра€ї. ¬ следующих строфах передаЄтс€ отношение Ђстарцевї к пророку. ƒл€ них это отрицательный пример гордости человека, не сумевшего Ђужитьс€ї с обществом. ќни называют его глупцом, который посмел увер€ть, что он говорит от Ѕога.

ќбщее в произведени€х Ц метафоричность поэтической речи, обращение к библейскому образу. Ќо по стилю эти произведени€ различаютс€. —тихотворение ѕушкина философское, в нЄм больше церковнослав€нских слов, оно ближе к традици€м классицизма. Ћермонтов намеренно отказываетс€ от архаизмов, у него не так много старослав€низмов, как у ѕушкина. ≈сли у ѕушкина величавый и торжественный слог, то Ћермонтов использует разговорные интонации, свойственные романтическим произведени€м. –азвива€ традиции романтизма, Ћермонтов показывает одиночество романтической личности, его противосто€ние с обществом.

“аким образом, мы видим, что по стилю эти стихотворени€ отличаютс€, так как поэты ставили перед собой разные задачи. ѕушкин хотел показать рождение пророка, утвердить высокую миссию поэта Ц пророка, поэтому использовал высокий и торжественный стиль. Ћермонтов хотел показать печальную судьбу пророка, его отверженность и одиночество в соответствии с канонами романтизма, поэтому в его произведении мало старослав€низмов и использованы разговорные интонации.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение