—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

јнализ 2 сонета ¬. ».»ванова «—он развернул огне€зычный свиток...» из цикла ««олотые завесы» (*ќбщие критические статьи)

јнализ 2-го сонета ¬. ». »ванова Ђ—он развернул огне€зычный свитокЕї из цикла Ђ«олотые завесыї

¬. ». »ванов Ц представитель группы Ђмладших символистовї, чьЄ мировоззрение и поэтическое мировоспри€тие сформировались под воздействием идеалистического учени€ ¬. —. —оловьЄва о ¬ечной ∆енственности.

“ворчество ¬. ». »ванова тесно св€зано с культурно-философской проблематикой античности. ƒореволюционную лирику составл€ют несколько сборников стихотворений, самым сложным из которых €вл€етс€ ЂCor Ardensї, созданный в 1911 Ц 1912 годах, но в него внесены стихотворени€ нескольких лет.

—борник ЂCor Ardensї состоит из двух частей, в каждую из которых вход€т три книги. »нтересующий нас цикл Ђ«олотые «авесыї находитс€ в книге третьей и имеет название ЂЁросї в первой части.

ƒл€ лирического геро€ характерна лини€ восхождени€, духовного становлени€.  лючевой символ дл€ всего сборника солнце Цсердце. ¬ основе поэтического мировоззрени€ ¬. »ванова лежит мысль о том, что солнце Ц это сердце мироздани€, а сердце лирического геро€ подобно солнцу.

÷икл Ђ«олотые «авесыї сначала состо€л из 17 сонетов и впервые по€вилс€ в јльманахе Ђ÷ветник ќрї в 1907 году. Ќо затем дес€тый сонет, посв€щЄнный јделаиде √ерцыг, известной поэтессе —еребр€ного века, поэт напечатал отдельно. “аким образом, цикл в нынешнем исполнении состоит из 16 сонетов, которые обращены к женщине, им€ которой не называетс€, но угадываетс€ из нагнетани€ слога Ђмаї - Ђмаетс€ї, Ђвздыма€ї, Ђћай€ї, Ђматерикї, Ђнема€ї, Ђразжима€ї и Ђмарї - Ђћараї, Ђмаревыхї. ј уподобление лирической героини жемчужине позвол€ет угадать, что цикл посв€щЄн ћаргарите. –ечь идЄт о ћаргарите —абашниковой Ц сестре друга ¬. »ванова Ц издател€-мецената —. ¬. —абашникова и жене поэта ћаксимилиана ¬олошина. ¬се сонеты рассказывают сны, кроме одного, свидетельствующего о насто€щей любви и страсти. ќтношени€ с ћаргаритой воплощались в снах, а в реальной действительности ничего не произошло. —онеты посв€щены ћаргарите, но писались дл€ жены Ћидии «иновьевой Цјннибал и в еЄ присутствии.

ќбратимс€ ко второму сонету ¬. »ванова, проследим, как раскрываетс€ тема любви, котора€ за€влена в экспозиции Ц первом катрене. ѕерва€ строка указывает, что всЄ происход€щее Цсон Ц с помощью €ркой метафоры Ђразвернул огне€зычный свитокї. —виток Ц это свЄрнута€ трубкой, валиком рукопись на полосе бумаги или иного писчего материала. Ћюбовь Ц вечна€ тема, записанна€ ещЄ на древних письменах. ƒвоеточие в бессоюзном сложном предложении играет разделительную функцию и указывает на то, что следующа€ часть раскрывает содержание предыдущей. ќ чЄм же говорит этот Ђсвитокї, художественный образ которого помогает создать эпитет (сложное прилагательное) Ђогне€зычныйї? „то изображено на древних письменах? ¬озникает реминисценци€, св€занна€ с 1-ым томом Ђјдї ЂЅожественной комедииї ƒанте, где в п€той главе изображЄн второй круг ада, где том€тс€ сладострастники:

—плет€сь, кружим Ц из €рых солнц одноЕ

” ƒанте показан адский ветер, который, не зна€ отдыха, мчит сонмы душ, кружит их в вихре без остановки, они ни минуты не знают поко€ Ц это наказание им за то, что они предали Ђразум власти вожделенийї. «десь же изображены ‘ранческа да –имини и ѕаоло ћаламеста, которые наедине читали роман о любви Ћанчелота к королеве ƒжиневре, жене крол€ јртура, и Ђлюбовь, любить вел€ща€ любимымї, властно привлекла ‘ранческу и ѕаоло, соединила их и повела на гибель. ” ƒанте героин€ говорит: ЂЋюбовь сжигает нежные сердцаї. ” ¬. »ванова любовь сопровождаетс€ мотивом огн€. ƒва люб€щих сердца Ц Ђдва €рых солнцаї соединились в одно. ”старевшее слово Ђ€рыйї многозначно, у поэта оно употребл€етс€ в значении Ђчистый, сверкающийї, когда говор€т о плав€щемс€ материале. »м€ слав€нского божества весеннего солнца ярило имеет тот же корень. Ћирический герой точно обозначен с помощью местоимени€ Ђ€ї, лирическа€ героин€ Ц с помощью местоимени€ Ђтаї. ѕерифраза Ђплавильщик душї называет Ёрота, слово Ђплавильщикї - авторский неологизм. ѕовторение однокоренных слов Ђодно Ц единыйї, Ђплавильщик Ц сплавилї усиливает мотив единени€, сли€ни€ героев в одно целое, как и слово Ђслитокї (метафора) Ц застывший кусок расплавленного металла, соединЄнный посредством плавлени€. Ётот же мотив звучит в стихотворении ‘. ». “ютчева Ђѕредопределениеї:

Ћюбовь, любовь Ц гласит преданье Ц

—оюз души с душой родной Ц

»х съединенье, сочетанье,

» роковое их сли€нье,

»Е поединок роковойЕ

ќбратимс€ ко второму катрену, где усиливаетс€ мотив движени€ люб€щих душ, их страсть достигает кульминации Ц Ђлучим пал€щих сил избытокї. —лово Ђлучимї - авторский неологизм Ц означает Ђизлучаемї свет. » снова в судьбу героев вмешиваетс€ Ёрот, расторга€ Ђдальнее звеної, и Ђприт€жЄнной было суждено //«везде лететь в горнило страстных пытокї. ћир влюблЄнных Ц это космическое мироздание, где звЄзды по воле Ѕога прит€гиваютс€ и отталкиваютс€. Ёрот, или Ёрос, у римл€н  упидон, јмур Ц бог любви, сын јфродиты и «евса, јреса или √ермеса, изображалс€ в виде мальчика с золотым колчаном и стрелами, которыми поражал и людей, и богов, действу€ слепо, в знак чего Ёрос изображали с зав€занными глазами. Ёрос Ц обычный спутник своей матери јфродиты. ≈го супругой называли ѕсихею, олицетворение человеческой души.

ќбращаем внимание на высокое слово Ђгорнилої, которое обозначает то, что €вл€етс€ средоточием испытаний, переживаний.

—ледуем далее за движением мыслей и чувств лирического геро€. ¬ первом терцете намечаетс€ разв€зка. «везда как символ судьбы Ђвенчалаї героев Ђ—атурновым кольцомї. —атурн Ц это божество из римской мифологии, который превратилс€ в символ времени. ј планета —атурн имеет кольцо и рассматриваетс€ как источник несчасть€.

¬о втором терцете, заключительной строфе, намечаетс€ быстрое завершение. ћуки страсти усиливаютс€, а Ђметель мировї - стихи€ Ц судьба или рок Ц свива€, разлучает героев. «аключительна€ строка, сама€ сильна€, говорит о разлуке героев вследствие рока. ћотив огн€ смен€етс€ мотивом холода, св€занным с образом Ђметели мировї. —трасть угасла, влюблЄнные разлучены.

 ак же раскрываетс€ тема любви в этом сонете?  акова его главна€ мысль?

„тобы ответить на эти вопросы, выделим тематическую группу к слову Ђлюбовьї: Ђсолнцї, Ђслитокї, Ђпал€щих сил избытокї, Ђгорнило страстных пытокї, Ђстрастьї, Ђтомиласьї. ¬ывод: любовь Ц это соединение душ в единое целое, сплав, сли€ние, огненна€ страсть, но это и пытка, мучени€, страдани€ и переживани€, накал страстей, который выдержать невозможно, и это ведЄт к разлуке. Ћюбовь Ц это рок и судьба, стихи€ огн€, которой противосто€ть невозможно.

ѕроанализируем морфологический уровень сонета.

»мена существительные.

1 катрен 2 катрен 1 терцет 2 терцет

—он —ил ¬ихрь —трасть

—виток »збыток ќгн€ ƒуш

—олнц Ёрот —труй Ћицо

∆изнь «вено ¬енцом Ћицом

ѕлавильщик «везде Ёфире ћетель

ƒуш √орнило  ольцом ћиров

—литок ѕыток

7 имЄн существительных 7 существительных 6 существительных 6 существительных

ћотив единени€ ћотив страданий ќбраз звезды ћотив страданий и разлуки

√лагольные формы

1 катрен 2 катрен 1 терцет 2 терцет

–азвернул(сон)

—плет€сь, кружим (мы) ћчась, лучим (мы) —опр€жЄнных (трЄх душ)

—плавил (Ёрот) –асторг (Ёрот) “омилась, кричала (страсть)

ѕрит€жЄнной было суждено лететь (звезда) “а€, облачала, венчала (звезда) —вива€, разлучала (метель миров)

“ри глагола совершенного вида (развернул, сплавил, расторг), деепричасти€ и глаголы несовершенного вида (сплет€сь, кружим, мчась, лучим, лететь, томилась, кричала, свива€, разлучала Ц 9 глагольных форм). ƒва страдательных причасти€ прошедшего времени совершенного вида: прит€жЄнной, сопр€жЄнных. »так, при 26 именах существительных Ц 19 глагольных форм, что усиливает динамизм, экспрессивность поэтической речи. ј прилагательных не так уж много: огне€зычный, €рых, единый, пал€щих, дальнее, страстных, тончайших, —атурновым Ц всего 8.

јнализиру€ морфемный уровень, мы должны обратить внимание на слова с приставкой рас-( раз-): развернул (приставка имеет значение Ђраспространил действие в разные стороныї); расторг ( приставка имеет значение Ђраздробление, разделение на частиї); разлучала (приставка Ђразї имеет значение Ђразъединить, удалить друг от другаї). ћы видим, что в сонете используетс€ многозначность приставки раз-(рас-).

ƒл€ сравнени€ можно вспомнить стихотворение ћ. ». ÷ветаевой, посв€щЄнное Ѕ. ѕастернаку Ђ–ас-сто€ние: вЄрсты, милиЕї, где используютс€ слова с приставкой раз-(рас-) только с одним значением: Ђразъединить, удалить друг от другаї  омпозиционно и содержательно (семантически) стихотворение опираетс€ на эту приставку, котора€ даже графически выдел€етс€ с помощью дефиса:

–ас-сто€ние: вЄрсты, милиЕ

Ќас рас-ставили, рас-садили,

„тобы тихо себ€ вели

ѕо двум разным концам земли.

ќбратим внимание на размер стихотворени€, рифму и строфику.

—онет написан п€тистопным €мбом, что соответствует канонам его написани€.  омпозици€ также каноническа€: два катрена и два терцета.

–ифма женска€, точна€ (свиток Ц слиток; избыток Ц пыток) и мужска€, точна€ (одно Ц давно; звено - суждено). ¬ первом катрене рифма перекрЄстна€, а во втором катрене кольцева€ (опо€сывающа€) и смежна€. ƒва терцета объединены с помощью рифмы: венцом, кольцом, лицом Ц мужска€ перекрЄстна€ рифма; облачала, кричала, разлучала женска€ перекрЄстна€ рифма.

ѕроанализируем синтаксический уровень. ѕервый катрен Ц одно сложное предложение, состоит из трЄх простых, св€зь бессоюзна€ и подчинительна€. “аким образом, поэт использовал синтаксическое богатство €зыка, чтобы передать сложность изображЄнных им €влений. ¬торой катрен Ц сложносочинЄнное предложение, состо€щее из трЄх простых, св€занных сочинительным соединительным союзом Ђиї. ѕервый терцет Ц простое предложение, осложнЄнное однородными сказуемыми Ђоблачала, венчалаї и обособленным обсто€тельством, выраженным деепричастным оборотом. ¬торой терцет Ц сложносочинЄнное предложение, состо€щее из двух простых, осложнЄнных однородными сказуемыми ( томилась и кричала), обособленным обсто€тельством, выраженным одиночным деепричастием.

ѕодведЄм итог. ¬ этом сонете €рко про€вилось мастерство поэта в работе над этим жанром, его по праву можно считать королЄм сонета в поэзии —еребр€ного века.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение