—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

јнализ стихотворени€ »рины  орсунской «¬ конце романа» (*ќбщие критические статьи)

јнализ стихотворени€ »рины  орсунской Ђ¬ конце романаї

ѕовесть о муках ’ере€ и  аллирои

прошлым веком исчерпана.  ачнувшись на острие,

мир слетел туда, где не бывают герои.

Ќа его обломки вскарабкалс€ –об-√рийе.

¬сЄ же мы родились, кто ж отнимет это Ц

пальцы мойр суровы, но не рон€ют веретено.

ѕочему же вдруг рвЄтс€ нить сюжета

там, где свет ему в душу пролить дано?

“Ємен замысел Ќеба и даль туманна,

что —изифов спуск, что “езеев пикЕ

ƒабы не курить фимиам обмана,

лабиринт романа зашЄл в тупик.

Ќебыти€ злокачественна структура Ц

расползаютс€ метастазы на барышах!

Ћисть€ мчались в вальсе последнего тура,

когда ты мне навстречу ускорил шаг.

ј теперь скажи: чтобы не схоронитьс€

в едкой моде бесцельно слова низать,

когда жизнь срываетс€ со страницы, Ц

что мне делать, имеющей что сказать?

31.08.2012

Ќазвание стихотворени€ »рины  орсунской Ђ¬ конце романаї предполагает две темы: любовь и творчество. —уществуют два слова-омонима: роман Ц большое повествовательное художественное произведение и разговорное слово Ђроманї - любовные отношени€ между мужчиной и женщиной. „ита€ стихотворение, видишь, что две темы переплетаютс€, идут р€дом или параллельно.

¬ первой строфе упоминаетс€ один из п€ти канонических греческих романов о любви Ц о ’ерее и  аллирое, написанном ’аритоном во втором веке н.

э. ¬ этом произведении красива€ влюблЄнна€ пара преодолевает преп€тстви€ и в конце романа воссоедин€етс€:

ѕовесть о муках ’ере€ и  аллирои

ѕрошлым веком исчерпана.

Ёто предложение можно пон€ть дво€ко. — одной стороны, тема любви исчерпана ещЄ в прошлом веке, и больше писать не о чем. — другой стороны, прочитываетс€ мысль о том, что в современном мире больше нет насто€щей любви. —ледующа€ фраза подтверждает эту мысль:

Е ачнувшись на острие,

ћир слетел туда, где не бывают герои.

ћир изменилс€, и изменилс€ он не в лучшую сторону: в нЄм не найдЄшь насто€щих героев дл€ создани€ литературных произведений или тех, кто способен любить по-насто€щему. ћетафоры Ђостриеї и Ђобломкиї подчЄркивают, что мир находилс€ на грани катастрофы и. разрушившись, превратилс€ в груды обломков, на которые вскарабкалс€ –об √рийе Ц французский писатель, родившийс€ в 1922 году, представитель нового романа. ¬ своих произведени€х от вещизма он перешЄл к игровым текстам, использу€ архетипы массовой культуры. ¬ обезличенных повествовани€х –об-√рийе нав€зчиво представл€ет опись вещей, котора€ оттесн€ет рассказ о событи€х и образы людей. — одной стороны, человек с его мысл€ми и чувствами как объект литературы заменЄн игрой в слово, с другой стороны, в современном мире уже нет подлинных человеческих чувств.

¬о второй строфе звучит мотив судьбы. «десь создаЄтс€ образ мойр Ц древнегреческих богинь судьбы. ќдна из них пр€дЄт нить жизни: Ђпальцы мойр суровы, но не рон€ют веретеної. ќдна из богинь прерывает нить жизни, она неумолима и приводит к неотвратимой смерти. ћетафора ЂрвЄт нить сюжетаї может обозначать и конец любви, и кризис творчества, когда не хватает вдохновени€, чтобы закончить начатую работу. Ђ—ветї, который должен Ђв душу пролитьї, - это и любовь, и вдохновение.

¬ третьей строфе продолжает развиватьс€ мотив судьбы:

“Ємен замысел Ќеба и даль туманнаЕ

—разу же на пам€ть приход€т строки из стихотворени€ ѕастернака Ђ√амлетї: ЂЌо люблю твой замысел упр€мыйї, где слово Ђзамыселї имеет не одно значение: это и художественный замысел, это и замысел “ворца. —троки

».  орсунской можно истолковать так: никто не может предугадать ѕромысел Ѕожий, знать своей судьбы, своего будущего. ∆изнь Ц это Ђ—изифов спускї и Ђ“езеев пикї. ¬ контексте стихотворени€ слова Ђспускї и Ђпикї €вл€ютс€ антонимами. ∆изнь Ц это Ђспускї, - падение, Ђпикї - подъЄм. «десь противопоставлены два геро€ древнегреческих мифов. —изиф после смерти наказан богами за обман. ѕо одной из версий, он обманул бога смерти “аната и держал его в заточении, приковав цеп€ми. Ќаказание —изифа состоит в том, что он должен катить на высокую гору огромный камень.  ак только камень достигает вершины, он срываетс€ и падает вниз, и мученик вынужден снова катить свой камень. ¬ыражение Ђ—изифов трудї означает т€жЄлую, бесконечную, бесплодную, бесполезную работу.

“езей Ц сын афинского цар€ Ёге€ и Ёфры Ц смог выбратьс€ из лабиринта с помощью нити јриадны. ѕо ассоциации с именем “езе€ возникает образ лабиринта Ц сложного запутанного расположени€, сочетани€ чего-нибудь (в переносном значении), а в ƒревней √реции это большое здание со сложно расположенными переходами:

ƒабы не курить фимиам обмана,

Ћабиринт романа зашЄл в тупик.

¬ творчестве и любви наступает Ђтупикова€ ситуаци€ї, когда вследствие сложности и запутанности отношений или сюжета нет выхода, нужно прекращать Ђроманї, чтобы не обманывать себ€ и окружающих. Ђ‘имиамї - ароматическа€ смола, благовоние, вещества, сжигаемые при богослужени€х во врем€ молитвы. ¬ ироническом значении фраза Ђкурить фимиамї означает Ђльстиво восхвал€ть кого-либої. Ќо у ».  орсунской фразеологизм Ђкурить фимиамї в сочетании со словом Ђобманї приобретает новое, метафорическое значение.

¬ четвЄртой строфе объ€сн€етс€ причина Ђтупиковой ситуацииї - духовного кризиса:

Ќебыти€ злокачественна структура Ц

–асползаютс€ метастазы на барышах!

Ђ«локачественнаї - значит опасна, грозит смертью, как физической, так и духовной. Ђћетастазыї говор€т о возникновении новых очагов болезненного процесса. ” ѕушкина в послании к  ерн об этом сказано так: Ђбез божества, без вдохновень€, без слЄз, без жизни, без любвиї. —лова, поставленные в один р€д, звучат как синонимы: жизнь невозможна без любви, без страданий, без божества, поклонение которому рождает вдохновение, творчество. ” ».  орсунской причина исчезновени€ любви объ€сн€етс€ с помощью разговорного слова Ђбарышиї - прибыль, материальна€ польза. ѕрошЄл век насто€щей любви, такой, как у ’ере€ и  аллирои, наступил век расчЄта и прагматизма, в котором нет места подлинным чувствам.

¬ последних двух строках четвЄртой строфы возникают образы лирической героини, от лица которой и идЄт Ђповествованиеї, и лирического геро€:

Ћисть€ мчались в вальсе последнего тура,

 огда ты мне навстречу ускорил шаг.

ќбраз осенних листьев создаЄт мотив разлуки. Ђѕоследний турї листьев Ц последн€€ встреча и последнее объ€снение героев.

¬ заключительной строфе содержитс€ риторический вопрос, который лирическа€ героин€ задаЄт то ли возлюбленному во врем€ расставани€, то ли сама себе Ц вопрос, на который нет ответа или ответ содержитс€ в самом вопросе:

ј теперь скажи: чтобы не схоронитьс€,

в едкой моде бесцельно слова низать,

когда жизнь срываетс€ со страницы, -

что мне делать, имеющей что сказать?

Ђ—хоронитьс€ї - спр€татьс€ от пр€мого ответа на вопрос. Ђ—лова низатьї - в переносном значении Ц Ђговорить гладко; красивої; в сочетании с Ђедкой модойї (разъедающей, €звительной, колкой) и со словом Ђбесцельної Ц это можно пон€ть как привычку геро€ уходить от пр€мого ответа на вопрос и пр€тать свои мысли, чувства за бесцельными, бесполезными, ничего не значащими, Ђгладкимиї или колкими, насмешливыми фразами. —разу же вспоминаетс€ обманута€ героин€ пьесы ј. Ќ. ќстровского ЂЅесприданницаї Ћариса ќгудалова, котора€ просит ѕаратова не говорить Ђслов красивыхї, а дать пр€мой ответ на вопрос, жена она ему или не жена.

Ђ∆изнь срываетс€ со страницыї - окончен роман (любовный или творческий), без которого жизнь не имеет смысла. √ероин€ ещЄ не всЄ сказала, но это уже не имеет смысла.

 омпозиционные особенности стихотворени€ заключаютс€ в том, что сюжет Ц движение мыслей и чувств - развиваетс€ последовательно, постепенно и ведЄт к логическому завершению Ц от мыслей о конце романа (снова обратим внимание на заголовок) к разлуке лирических героев.

ќсновные образы и их ключевые слова следующие:

Х ќбраз творчества: повесть, герои, нить сюжета, замысел, лабиринт романа, ’ерей,  аллиро€, –об-√рийе (кстати, у него есть роман с названием ЂЋабиринтї); страницы.

Х ќбраз любви: Ђо мукахї, Ђсветї, Ђв душуї, Ђжизньї.

Х ќбраз времени: Ђпрошлым векомї, Ђмир слетелї, Ђобломкиї, Ђна барышахї.

Х ќбраз судьбы: Ђродилисьї, Ђмойрї, Ђсуровыї, Ђзамысел Ќебаї, Ђдаль туманнаї, Ђпоследнего тураї.

Х ќбраз лирической героини: —оздаЄтс€ с помощью риторических вопросов: ѕочему же вдруг рвЄтс€ нить сюжета// там, где свет ему в душу пролить дано? Е что мне делать, имеющей что сказать?

Х ќбраз лирического геро€: Ђускорил шагї, Ђсхоронитьс€ї, Ђв едкой модеї. Ђбесцельної, Ђслова низатьї.

Ќесомненно, главным €вл€етс€ образ лирической героини, от лица которого ведЄтс€ повествование, все остальные образы фокусируютс€ вокруг неЄ. ¬нутренний конфликт лирического геро€ и героини в том, что он уже разлюбил, а она продолжает любить.  онфликт героини со своим временем, в котором Ђрасползаютс€ метастазы на барышахї, все думают о своей выгоде и нет места подлинным чувствам.

—тихотворение можно отнести к философской лирике, так как в нЄм раскрываютс€ вечные вопросы жизни и смерти, смысла жизни, любви и творчества, жизненных ценностей, места человека в своЄм времени.

 орректиру€ первичные впечатлени€ от текста, подведЄм итог. ¬ стихотворении »рины  орсунской сложные раздумь€ о своЄм времени, о творчестве и о любви.

—пецифика раскрыти€ темы любви и темы творчества заключаетс€ в том, что, во-первых, они развиваютс€ в тесном единстве благодар€ омонимии слов Ђроманї; во-вторых, при сопоставлении прошлого и насто€щего подчЄркиваетс€ мысль, что прошли времена насто€щей любви и подлинного творчества, так как сейчас на первый план выдвинуто слово Ђбарышиї. Ћюди не способны на самоотверженное, глубокое, искреннее чувство, потому что больше думают о личной выгоде, о материальных ценност€х. ”поминание французского писател€ –оба Ц √рийе с его любовью к бессодержательным игровым текстам в первой строфе и фраза Ђв едкой моде слова низатьї в последней строфе образуют композиционное кольцо, из которого следует, что сегодн€ литературный жанр романа исчерпан, так как современные писатели увлечены игрой с текстами, их интересует форма, а не содержание произведени€. Ќо и любовь тоже превращаетс€ в игру и заходит в тупик, так как не имеет под собой духовной основы, сильной сердечной прив€занности, верности и преданности.

  особенност€м раскрыти€ темы можно отнести и использование мифологизмов (мойры, —изиф, “езей). ћифы обладают способностью порождать новые тексты. ќбработанные авторским сознанием, они порождают неповторимые, уникальные смыслы, создава€ концепцию мира, помога€ глубже и всесторонне раскрыть тему.

ћойры в стихотворении суровы, но справедливы, так как твЄрдо держат веретено и не дают ему упасть, а значит, есть надежда на справедливость судьбы, на преодоление трудностей. ”поминание в одном контексте героев разных мифов: —изифа и “езе€ Ц рождает новый смысл: жизнь Ц сложный и противоречивый процесс, в котором могут чередоватьс€ и ощущение бессмысленности и бесплодности своих усилий по разгадке своего предназначени€, и надежда на возможность выхода из запутанного лабиринта жизни, нужно только найти свою јриадну и путеводную нить, котора€ поможет преодолеть страдание и обрести смысл жизни.

 онцовка стихотворени€ Ц это риторический вопрос лирической героини, обращЄнный, веро€тно, к самой себе. ќткрытость финала говорит о незавершЄнности жизненного процесса, о его бесконечности, о том, что поиски смысла жизни продолжаютс€, надо учитьс€ жить заново, и, несмотр€ на отча€ние и пессимизм, разочарованность лирической героини, надежда на преодоление жизненной коллизии всЄ-таки есть.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение














«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение

«аказать сочинение
«аказать сочинение
«аказать сочинение