Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Сперанский и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (ЕГЭ по литературе)


«Война и мир». Ответы на вопросы.

Задание №1.

Какие черты характера, мировоззрения, события биографий сближают Сперанского и Наполеона?

Сперанского и Наполеона в изображении Л. Н. Толстого сближают такие черты характера, как самоуверенность, убеждённость в том, что они призваны вершить судьбы мира (Наполеон) и России (Сперанский); чувство собственного превосходства перед другими людьми и презрение к окружающим, ложное величие, неискренность, лицемерие, фальшь.

Л.


Н. Толстой с неприязнью изображает обоих героев, отказывая им в величии, потому что не видит в них простоты, естественности, скромности. Всё в них исполнено ложного величия, пошлого самодовольства, тщеславия и честолюбия. Толстой отрицал роль сильной личности в неизбежном ходе исторических событий, и поэтому всякие притязания людей на значительную роль вершителя судеб человеческих ему казались ложными, ничтожными и смешными. Обоим героям чужды естественные человеческие чувства любви, сострадания и добра.

Мировоззрение обоих героев основывается на том, что будущее народов зависит от них, они верят в силу и законность своего ума, в то, что способны изменить мир.

В биографиях героев много общего. В-первых, это быстрый карьерный рост, продвижение по служебной лестнице вверх.

Foxford

Наполеон, простой капрал, в результате Французской революции возвышается до императора, вызывая всеобщее восхищение. М. М. Сперанский (1772-1839), сын сельского священника, благодаря серьёзной теоретической подготовке, широкому кругозору и личным качествам, необходимым политическому деятелю, сумел в царствование Александра Первого занять видный государственный пост и взять нити государственного управления в собственные руки. Обоих героев ожидает поражение. Армия Наполеона разгромлена в России в 1812 году. Сперанский в 1812 году обвинён в государственной измене и сослан в провинцию.

Сперанский показан глазами Андрея Болконского, который вначале видит в этом государственном деятеле совершенство, восхищается им, как и когда-то Наполеоном, а затем разочаровывается в нём, как и в своём прежнем кумире Наполеоне. Князь Андрей видел в Сперанском «разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего её только для блага России». По мнению Болконского, Сперанский «был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности…» «Неприятно поражало князя Андрея ещё слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском…» «…главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума». «Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда-то испытывал к Бонапарте».

Задание № 2.

Видите ли вы что-то похожее в самом способе оценки Болконским и Толстым личностей Сперанского и Наполеона?

Общее в оценке Сперанского и Наполеона Болконским и Толстым в том, что их оценивают с точки зрения человечности и естественности, искренности и правдивости. Болконский не случайно разочаровывается в Сперанском после знакомства с Наташей Ростовой на балу, так как эта героиня – сама искренность, живость и непосредственность, свежесть, чистота, наивность. Болконского и раньше неприятно смущал в Сперанском «холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского и его белая, нежная рука». Приехав в гости к Сперанскому, князь Андрей ещё в передней услышал «звонкий, отчётливый хохот – хохот, каким смеются на сцене» Болконские впервые слышал смех Сперанского, и этот смех его странно поразил. «…неумолкавший смех своею фальшивою нотой почему-то оскорблял чувство князя Андрея». «Князь Андрей смотрел близко в эти зеркальные, не пропускающие к себе глаза, и ему стало смешно, как он мог ждать чего-нибудь от Сперанского и от всей своей деятельности, связанной с ним, и как он мог приписывать важность тому, что делал Сперанский».

Толстой не приемлет в Наполеоне его неестественности, позёрства, театральности, его неспособности на проявление самых простых человеческих чувств. Но даже и такому ложному, фальшивому герою Толстой не отказывает в минуте нравственного прозрения. «Страшный вид поля» Бородинского сражения, «покрытого трупами и ранеными» «произвели неожиданное впечатление на Наполеона». Лишь на мгновение «личное человеческое чувство» «взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он так служил долго». Он вдруг вспомнил «о возможности и для себя страданий и смерти». Но это было лишь на мгновение. Он снова перенёсся в свой искусственный ложный мир «призраков какого-то величия». Наполеону не дано понять «ни добра, ни красоты, ни истины». Его поступки слишком далеки от всего человеческого и «слишком противоположны добру и правде».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 03:14:48
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение