Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Что дает основание рассматривать пьесу А.С. Грибоедова как трагикомедию? (ЕГЭ по литературе)

Пьесу А.С. Грибоедова "Горе от ума" можно назвать трагикомедией, потому что в ней присутствуют как трагические, так и комические начала. Несмотря на то что автор определил жанр произведения как комедию, современники писателя назвали пьесу "высокой комедией", то есть слиянием комедии и трагедии. Благодаря чему же можно назвать "Горе от ума" трагикомедией?

Прежде всего, автор высмеивает отрицательные черты московского барства, а именно фамусовского общества. Самым ярким представителем этого общества является Павел Афанасьевич Фамусов, так как образ героя показан глубже остальных - его нельзя назвать исключительно отрицательным персонажем.

Фамусов является богатым помещиком, обладает косными взглядами и исповедует консервативные убеждения. Его стремления сводятся к собственному материальному благополучию. "Кто беден, тот тебе не пара", - говорит он дочери Софье. Фамусов оценивает людей прежде всего по их статусу в обществе, чину. Для него ум не играет особой роли: "Ученье - вот чума, учёность - вот причина". Изображение Фамусова проникнуто комическими чертами: он любит поесть, при чем "на золоте", спешит на каждый званый ужин без разбора, подслуживается к недалёкому Скалозубу и ухаживает за гувернанткой Лизой. Комичность пьесы проявляется на вечере в доме героя, когда приглашенные, сами того не замечая, открыто показывают свои пороки и заблуждения. Например, княгиня Тугоуховская, увидев Чацкого впервые, осведомляется о его личной жизни и положении в обществе. Узнав, что Александр Андреевич хоть и холост, но не богат и не имеет чинов, она моментально отказывается от идеи звать его в гости. Подобные ситуации и события в комедии веселят и высмеивают представителей "минувшего века": Фамусова, Молчалина, Скалозуба и остальных гостей.

Пьесу также можно назвать трагической, потому что в ее основе положен неразрешимый конфликт человека и общества, таланта и посредственности, века "нынешнего" и "минувшего". Очевидно, что главный герой, Александр Андреевич Чацкий, мыслит прогрессивнее остальных. Он стремится служить "делу, а не лицам", не находит пользы в военной и государственной службе, умён и образован. Чацкий высмеивает моду фамусовской Москвы на учителей из заграницы, "числом побольше, ценою подешевле" и защищает бесправных крепостных. Будучи искренним и свободомыслящим, герой встречает сначала непонимание, а после и полное отторжение со стороны общества. Разносится слух о его сумасшествии и Чацкий вынужден покинуть Москву. "Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!" - говорит он.

Герой оказывается отверженным не только обществом, но и возлюбленной Софьей, которая предпочла ему безнравственного и услужливого Молчалина. Чацкий полностью разочаровывается в светской Москве и оказывается одиноким. Софья Фамусова, обманувшись своими идеализированными представлениями о любви в романах, также испытывает личную трагедию, не распознав в Молчалине притворщика и изменника. Таким образом, развязка действия для молодых людей становится настоящей драмой.

Александр Сергеевич Грибоедов совместил в пьесе "Горе от ума" как комические элементы, так и трагический пафос. Главные герои, находясь, казалось бы, в комических обстоятельствах, в конце концов сталкиваются с одиночеством, обманом и непониманием. Именно это дает основание рассматривать произведение как трагикомедию, ставшую первой национальной русской драмой, расцвет которой пришелся уже на вторую половину XIX века.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.