Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ эпизода «Охота в Отрадном» Настоящая жизнь по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

В романе Л. Толстого «Война и мир» изображение многих героев, их характеров и судеб основывается на антитезе. Так, автор противопоставляет “жизнь настоящую” “жизни ложной”. “Жизнью ненастоящей” живут люди светского общества Петербурга: Анна Павловна Шерер, семейство Курагиных, генерал-губернатор Растопчин, а также те персонажи, чья жизнь лишена истинного смысла.

Настоящая же жизнь проявляется всюду, она не зависит от ситуации. Например, в романе ярко изображена жизнь семьи Ростовых. Это люди чувства, они живут сиюминутным ощущением, им несвойственен анализ своих действий, потому что эти действия диктуются чувствами и эмоциями. Каждый член семьи Ростовых относится к жизни по-своему, но, тем не менее, все они имеют общие черты, в которых узнается вся семья, вся порода.

Обязательное условие настоящей жизни Толстой видит в раскрепощенности человека. Каждый член общества должен строить своё поведение не в соответствии с условностями, принятыми в нем, а на совершенно других основаниях. Именно поэтому Анна Павловна Шерер беспокоится при виде Пьера Безухова, который отличается известной непосредственностью и естественностью поведения и пренебрежением к светскому этикету. Такую же непосредственность показывает нам автор в изображении сцены русского танца графа Ростова с Марьей Дмитриевной Ахросимовой. Сияющая от восторга Наташа указывает гостям на Илью Андреевича. Автор передает то чувство радости, которое завладело графом, Наташей, Николаем, Соней и всеми гостями. А это и есть настоящая жизнь в понимании Толстого.

Еще одним колоритным примером может служить сцена охоты. В этой сцене ярко демонстрируется отношение Толстого к условностям. Здесь ловчий Данила оказывается в роли хозяина. Он руководит охотой, в пылу гнева он грубит графу Ростову, а тот лишь неловко извиняется, чувствуя, что в этот момент Данила гораздо выше его. У участников охоты одинаковые ощущения, но каждый из них по-разному проявляет их. Увидев загнанного охотниками зайца, Наташа громко визжит в полном восторге, все понимают её, им тоже знакомы те чувства, которые её охватили. Такое выражение чувств Наташи делает возможной её пляску, приближая героиню к народу. А ведь мы знаем, что жизнь народа в понимании Толстого тоже является настоящей.

В ходе охоты все герои поступают именно так, как должны. Они не могут поступить иначе. Охота является своеобразной моделью поведения народа на войне 1812 года, ставшей кульминацией эпопеи Толстого. Война отбрасывает всё ложное, ненастоящее в жизни людей, позволяет полностью раскрыться их характерам. Но произойти это может только с настоящими людьми. Это случается с Николаем Ростовым и гусарами его эскадрона, когда они решают идти в атаку. Раскрывается и характер купца Ферапонтова, сжигающего своё добро и раздающего его солдатам. Эти герои не стремятся приносить пользу общему ходу событий, они просто не могут иначе. Они живут своей обычной жизнью, но при этом становятся полезными участниками событий. А это значит, что признаком настоящей жизни являются искренние чувства.

Однако не только герои, живущие чувством, способны у Толстого к настоящей жизни. К подлинной жизни способны и люди разума. К этому типу людей относятся Болконские. Так, князь Андрей проходит долгий путь к низвержению тех ложных кумиров, которые были возведены им в культ. Он разочаровался в Наполеоне и Сперанском, но зато в его жизни появилась Наташа – полная чувств и жизни и не похожая на светских красавиц Петербурга.

Наташа для князя Андрея и станет олицетворением истинной жизни, которая противостоит фальшивому свету. Именно поэтому Болконский тяжело переживает её измену, которая является для него крушением идеала.

Однако война расставит по своим местам всё. Получив ранение, поняв жизнь в её простой основе, Андрей прощает Наташу. Более того, он глубоко понял жизнь, настолько глубоко, что неподвластно разуму человеку. Поэтому он и покидает эту жизнь.

Таким образом, настоящая жизнь выражается Толстым в мыслях одних героев и в чувствах других. Пьер Безухов объединяет в себе оба эти начала. В нем присутствует и непосредственность чувств, как у Ростовых, и аналитический ум, как у Болконского. Пьер тоже находится в поисках смысла жизни, также ошибается в этих поисках, приходит к ложным ориентирам, потом теряет их все, но благодаря чувству и мысли, живущим в нем, он идет к новым открытиям. И он приходит к пониманию народной жизни, народной души. Безухов обладает внутренней свободой, и эта свобода – тоже характерная особенность настоящей жизни.

Толстой приводит своих любимых героев к преклонению перед жизнью, то неосознанному, как у Наташи, то, напротив, разумному и осознаваемому, как у князя Андрея. Так и Кутузов, знающий предопределенность свершающихся событий, противопоставляется Наполеону, наивно полагающему, что можно управлять ходом жизни. Настоящая жизнь проста и естественна во всех своих проявлениях. И Толстой любит жизнь и своих героев, которые живут этой жизнью. И жизнь эта прекрасна.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.