Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Плюсы и минусы экранизации литературного произведения (ЕГЭ по литературе)


С появлением кино всё больше популярности набирают экранизации литературных произведений – фильмы, основанные на сюжете книги. Просмотрев экранизацию любимой книги, люди разделяются во мнениях: одни с восторгом отзываются о потрясающей работе режиссёра, а другие яростно критикуют создателя за неправильно поданный сюжет. Так кто же из них прав? Разобраться с этим мы можем на примерах экранизаций классической литературы: «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, «Несколько дней из жизни Обломова» Никиты Михалкова и «Преступление и наказание» Дмитрия Светозарова.

«Жестокий романс» Эльдара Рязанова является экранизацией романа А.Н. Островского «Бесприданница». Многим нравится этот фильм потому, что своим фильмом Рязанов не просто пересказывает сюжет пьесы, а вносит в неё что-то своё. Например, персонаж Карандышев показан в фильме совсем с другой стороны: у Островского мы осуждаем мужчину за его жажду богатства. У Рязанова же кажется, что этот персонаж заслуживает подарок судьбы.


В пьесе ему нужна Лариса лишь для достижения высокого статуса – многие его слова указывают на то, что он не любит свою невесту. А в экранизации Карандышев приглашает Ларису в театр, советуется с модисткой по поводу праздничного платья, а самое главное – целую ночь догоняет «Ласточку», в которой находилось тогда девушка, чтобы найти её. То же самое мы можем заметить и с матерью Ларисы, Харитой Игнатьевной. В пьесе она цинично относится к дочери и распоряжается её жизнью против воли самой девушки («Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески»). Рязанов же изобразил Огудалову настоящей матерью, которая волнуется за Ларису, пытается догнать её, когда та убегает с Паратовым. Также Рязанов по-другому изображает главную героиню пьесы. В экранизации она больше похожа на обычную влюбчивую девушку – не философствует насчёт самоубийства (как это было в пьесе), бежит за Паратовым на край света, неуважительно относится к Карандышеву, который столько делает для неё, не берёт на себя вину, когда тот стреляет в неё.

Экранизация «Бесприданницы» имеет и некоторые недостатки. Самый основной состоит в том, что весь актёрский состав и место действия Рязанов выбирал сам, ориентируясь на свой вкус. Угодить всем невозможно – читая книгу, каждый представляет героев по-разному, и из-за этого в фильме можно разочароваться. Также Рязанов упустил две важные сюжетные линии, связанные с Робинзоном. В фильме он не играет главную роль. В пьесе же образ Робинзона, сопоставляемый с образом Ларисы, помогает нам убедиться в том, что Паратов – жестокий эгоист, который использует людей ради собственной прихоти и удовлетворения своих амбиций.

Следующая экранизация «Несколько дней из жизни Обломова» снята Никитой Михалковым по мотивам книги И.А. Гончарова «Обломов». После выхода фильма зрители сердились на Михалкова за то, что в нём нет намёка на обличение «Обломовки» - я же считаю это плюсом. Таким образом автор кино заставляет нас под другим углом взглянуть на феномен Обломова. В романе мы не чувствуем особой жалости к главному герою, ведь в большинстве случаев он виноват в своих неудачах сам: остаётся дома и не приезжает к Ольге, когда та ждала его и переживала, что он смертельно болен, отказывается от помощи сочувствующего Штольца во время жизни у Агафьи Пшеницыной (Послушай, Андрей! ...не делай напрасных попыток, не уговаривай меня: я останусь здесь...). В экранизации же ощущается несправедливое отношение к Илье Ильичу со стороны его друга Штольца и Ольги Ильинской. Андрей и Ольга объединились, чтобы «исправить» Обломова, однако истинной целью их союза на самом деле являлось скорее развлечение, чем реальная помощь другу. Эта мысль подтверждается тем, что во время, казалось бы, сильной любви Ольги к Илье Ильичу, она рассказывает все самые интимные подробности их отношений Андрею, и сразу после разрыва с Обломовым уходит к Штольцу. А Илья Ильич Обломов, оставшийся ни с чем, снова ложится на диван в ужасной тоске. Повернув таким образом сюжет, Михалков как бы задаёт зрителям вопрос: всегда ли человек виноват сам в своих неудачах? И ответ здесь, как подсказывают события, отрицательный. Следующий плюс, который лично я вижу в экранизации – это эмоциональные сцены. Михалков добавил большое количество сцен, никак или почти никак не влияющих, по моему мнению, на развитие сюжета, но создающих необыкновенное настроение – это кадры маленького Ильи Ильича в Обломовке, обед Обломова и Штольца поздней ночью, разговор Андрея и Ильи Ильича в бане. Так же хороши и пейзажи. Одно дело прочитать о красоте природы на страницах книги, совсем другое – увидеть это своими глазами. Солнечные поля, голубое небо, зелёная трава, особенно красивые в заключительной сцене фильма, где маленький Андрей бежит навстречу маме, – всё это передаёт авторское видение традиционно русской природы и создаёт умиротворённую, радостную атмосферу всему фильму.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 21:49:36
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение