—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

Ѕиографи€ ћа€ковского. Ћиличка любовь (ћа€ковский ¬. ¬.)

Ќазад || ƒалее

¬ конце июл€ состо€лось чтение Ђќблакаї в петроградской квартире Ћили ёрьевны и ќсипа ћаксимовича Ѕриков на улице ∆уковского. ѕрослушав поэму, Ѕрик тут же предложил свои средства дл€ ее издани€. (» про€вил последовательность и настойчивость: поэма вскоре была им издана, хот€ и с неизбежными цензурными вымарками.) Ётот день ћа€ковский назвал Ђрадостнейшей датойї, но по другой причине: с него началась любовь к Ћиле ёрьевне Ѕрик, определивша€ всю жизнь поэта.

¬ладимир ¬ладимирович в то врем€ ухаживал за младшей сестрой Ћили ёрьевны, будущей писательницей Ёльзой “риоле.

—обственно, и в квартире Ѕриков он по€вилс€ по приглашению Ёльзы. ќна же и написала впоследствии: ЂЅрики отнеслись к стихам восторженно, безвозвратно полюбили их. ћа€ковский безвозвратно полюбил Ћилюї.

—ама Ћил€ ёрьевна тоже вспоминала этот день как величайшее событие:

Ђќн задумалс€. ѕотом обвел глазами комнату, как огромную аудиторию, прочел пролог и спросил Ч не стихами, прозой Ч негромким, с тех пор незабываемым голосом:

Ч ¬ы думаете, это бредит мал€ри€? Ёто было. Ѕыло в ќдессе.

ћы подн€ли головы и до конца не спускали глаз с невиданного чуда.

ћа€ковский ни разу не переменил позы. Ќи на кого не взгл€нул. ќн жаловалс€, негодовал, издевалс€, требовал, впадал в истерику, дела€ паузы между част€миї.

ћа€ковский влюбилс€ так, что даже недолгое расставание с Ћилей представл€лось ему невозможным: в тот день он не поехал в  уоккалу за вещами и поселилс€ сначала в гостинице Ђѕале-ро€льї, а потом в комнате на Ќадеждинской улице, в п€ти минутах ходьбы от квартиры Ѕриков. Ћиле Ѕрик немедленно была посв€щена поэма Ђќблако в штанахї, а много лет спуст€, в 1928, ћа€ковский написал ее им€ на первом томе собрани€ своих сочинений Ч посв€тив ей таким образом все, что было им создано.   ней обращены и последние, предсмертные строки, написанные его рукой...

«начение этой женщины в жизни поэта трудно переоценить. Ќаписав в одном из своих писем к ней: ЂЋюбовь это сердце всегої, Ч ћа€ковский раз и навсегда исключил возможность преувеличени€. Ћюбовью определ€лись всЄ его существование, все его стихи. — любовью было св€зано счастье его жизни, с нею же Ч трагеди€.

ћногим хотелось бы, чтобы объектом любви ћа€ковского была не Ћил€ Ѕрик. „тобы на ее месте оказалась женщина менее рокова€. ѕриверженна€ традиционным семейным ценност€м. Ќе св€занна€ с √ѕ”. Ќе стрем€ща€с€ к мужскому поклонению. Ќе так легко мен€юща€ мужей и любовников. » так далее и тому подобное. Ќо разговоры о том, какой должна и какой не должна быть любовь гени€, ведутс€ с той поры, как ѕушкин женилс€ на Ќаталье Ќиколаевне √ончаровой. ј о том, что Ђтайна си€ велика естьї, как сказано в Ѕиблии, Ч помн€т немногие. ¬озможно, по ехидному замечанию Ћ. Ѕрик, ћа€ковскому удобнее было бы женитьс€ на горничной Ѕриков јннушке. Ќо произошло то, что произошло, и все рассуждени€ о правильности или неправильности его выбора кажутс€ теперь неуместными.

Ђћожет быть, без нее было бы больше счасть€, но не больше радости, - написал о Ћиле Ѕрик ¬иктор Ўкловский, хорошо знавший ее и ќсипа ћаксимовича. - Ќе будем учить поэта, как жить, не будем переделывать чужую, очень большую жизнь, тем более что поэт нам это запретил ї.

—ама по себе личность этой женщины так значительна, что до конца своих дней она привлекала внимание самых €рких своих современников Ч от —ерге€ ѕараджанова до »ва —ен-Ћорана. √алина  атан€н описала свое первое впечатление от Ћили ёрьевны, которой к тому времени было тридцать дев€ть лет:

Ђќчень эксцентрична и в то же врем€ очень УдамаФ, холена€, изысканна€ и Ч боже мой! Ч да она ведь некрасива! —лишком больша€ голова, сутула€ спина и этот ужасный тик... Ќо уже через секунду € не помнила об этом. ќна улыбнулась мне, и все лицо как бы вспыхнуло этой улыбкой, осветилось изнутри. я увидела прелестный рот с крупными миндалевидными зубами, си€ющие, теплые, ореховые глаза. »з€щной формы руки, маленькие ножки. ... ¬ ней была Упрелесть, прив€зывающа€ с первого разаФ, как писал Ћев “олстой о ком-то в одном из своих писем. ≈сли она хотела пленить кого-нибудь, она достигала этого очень легко. ј нравитьс€ она хотела всем Ч молодым, старым, женщинам, дет€м... Ёто было у нее в крови. » нравиласьї.

Ћ.ё. Ѕрик (урожденна€  аган) родилась в 1891 в интеллигентной московской еврейской семье. ќтец ее был юристом, мать писала стихи и музыку, была хорошей пианисткой, хот€ из-за замужества не смогла закончить консерваторию. Ћил€  аган жила в центре ћосквы, росла в прекрасной интеллектуальной среде, свободно владела немецким и французским, училась в одной из лучших частных гимназий на ѕокровке. ѕо окончании гимназии она сначала увлекалась математикой и училась на ¬ысших женских курсах, потом поступила в ћосковский архитектурный институт, стала заниматьс€ живописью и лепкой, а затем и скульптурой в ћюнхене. ¬последствии была увлечена балетом (брала уроки), кинематографом (снимала картины и играла в них) Ч одним словом, круг ее интересов был достаточно широк.  онечно, во всех этих зан€ти€х Ћил€ оставалась дилетантом. Ќо она обладала качеством, делавшим ее оба€ние поистине магнетическим. ћногие люди, знавшие Ћилю Ѕрик, отмечали ее удивительную способность будить в творческом человеке его лучшие силы, вызывать к жизни всю его энергию. ¬ ней жил посто€нный интерес к таланту Ч в музыке, в живописи, в поэзии, Ч и она с поразительной чуткостью распознавала его даже в тех люд€х, которые еще не привлекли к себе ничьего внимани€. “ак, уже в старости, Ћил€ Ѕрик едва ли не перва€ обратила внимание на €ркого поэта Ќикола€ √лазкова и вс€чески помогала ему, несмотр€ на многие Ђнеудобстваї его характера. ќдной из первых она заметила выдающеес€ дарование ћайи ѕлисецкой, в то врем€ начинающей балерины.  инорежиссер и художник —ергей ѕараджанов был освобожден из тюрьмы в основном благодар€ ее усили€м.

¬ 1912 Ћил€ ёрьевна вышла замуж за ќсипа Ѕрика, в которого была влюблена с тринадцати лет. ќсип ћаксимович окончил юридический факультет ћосковского университета, некоторое врем€ работал в торговой фирме отца, купца первой гильдии. —разу после начала ѕервой мировой войны он оставил эту работу и зан€лс€ той де€тельностью, которую прин€то называть культуртрегерской Ч издательской, меценатской, литературоведческой.

ќдним из наиболее устойчивых штампов, касающихс€ отношений Ѕриков с ћа€ковским, €вл€етс€ следующий: будучи интеллектуалами и знатоками литературы, они Ђокультурилиї поэта Ч талантливого, но страдающего недостатком образовани€.  онечно, после встречи с Ѕриками и под их вли€нием в жизни ћа€ковского произошли серьезные изменени€. ќн отказалс€ от желтой кофты и пошлого фрака, стал одеватьс€ с присущим ему вкусом, оценил хорошо налаженный быт, размеренный, способствующий творчеству образ жизни. Ћил€ помогла ему вылечить зубы. — первых дней знакомства семь€ Ѕриков стала его семьей на всю жизнь.

Ќо благостный тезис об Ђокультуриванииї должен вызывать скепсис хот€ бы потому, что сама Ћил€ ёрьевна утверждала: до встречи с ћа€ковским Ђу нас к литературе интерес был пассивныйї. ѕосле встречи с поэтом Ѕрики стали в буквальном смысле слова жить его творчеством. »х квартира на улице ∆уковского сделалась насто€щим центром современной литературной жизни. «десь бывали Ѕурлюк, ’лебников,  аменский, јсеев, ѕастернак,  узмин. —тали приходить филологи Ч якобсон, якубинский, Ўкловский, Ёйхенбаум. ќсенью 1916 ќсип ћаксимович издал первый Ђ—борник по теории поэти ческого €зыкаї, а в феврале 1917 на его квартире было основано Ђќбщество изучени€ поэтического €зыкаї Ч знаменитый ќѕќя«, одна из самых €рких русских филологических школ XX века.

Ќадо быть совершенно глухим к искусству, чтобы полагать, будто культура Ч нека€ сумма мертвых знаний, которую можно абстрактно усвоить. Ћил€ Ѕрик отнюдь не была глуха к искусству и потому с самого начала понимала: все, что делает в поэзии ћа€ковский, относитс€ к €влени€м такого масштаба, которые, собственно, и создают культуру, без которых культуры просто не существует. — первого дн€ знакомства Ѕрики стали главными слушател€ми и редакторами стихов ћа€ковского и оставались ими до последних дней: в предсмертном письме он попросил передать его неоконченные произведени€ именно им Ч потому что Ђони разберутс€ї.

¬ квартире Ѕриков он всегда чувствовал себ€ дома. «десь в полной мере реализовалась его потребность в уюте, в заботах и даже его необыкновенна€ азартность. ” Ѕриков увлекались картами, и ћа€ковский был неизменным участником игр. ќн вообще был азартен настолько, что мог играть во что угодно, даже в чет-нечет на улице Ч на номера автомобилей, трамваев, на любые бумажки, на которых имелись цифры. ќн был за€длым биль€рдистом. »грал и в рулетку в ћонте- арло, самого себ€ называ€ Ђмонтекарликомї. Ќаписал стихотворение Ђ“еплое слово кое-каким порокамї, полное отвращени€ к житейскому занудству, которому и противопоставил любимые азартные игры.

» кто может знать, что именно необходимо поэту дл€ того, чтобы находитьс€ в состо€нии творческого подъема? Ђ—брасываетї ли он за картами и биль€рдом лишнюю энергию, восстанавливает ли недостающую, Ч в любом случае это €вл€етс€ частью тончайшего психологического процесса, который не всегда можно объ€снить логически.

ƒл€ ¬ладимира ¬ладимировича не имела большого значени€ денежна€ часть выигрыша, и он не был рабом игры. Ќо выигрыш, подтверждающий его первенство во всем, подтверждающий, что он по-прежнему любим судьбою, Ч это было ему необходимо как воздух. (ћного лет спуст€ он по телефону вызывал к себе на Ћуб€нский проезд Ќикола€ јсеева, говор€: Ђћне нужно обыграть вас сегодн€. —ейчас. —ию минуту...ї)

» дело не в том, что ћа€ковский относилс€ к жизни, как к игре. ќн был предельно серьезен в понимании того, что происходило в его душе и выражалось стихами. ¬ азартности про€вл€лась не беспечность его, а не знавша€ удержу страстность: с ранней юности ћа€ковский понимал, в чем состоит великий риск жизненного проигрыша или выигрыша. ƒаже в сердце себе он выстрелил по принципу Ђрусской рулеткиї: вынув обойму из пистолета и оставив один патрон в стволе...

Ќесмотр€ на уютную семейственность дома Ѕриков, несмотр€ на поддержку и понимание, которые он здесь находил, отношени€ ћа€ковского с Ћилей, конечно, с самого начала не были просто отношени€ми талантливого поэта и чуткой слушательницы. ћа€ковский был влюблен со всей силой своего темперамента Ч то есть с силой поистине неизмеримой. Ђ¬олод€ не просто влюбилс€ в мен€ Ч он напал на мен€, это было нападение. ƒва с половиной года не было у мен€ спокойной минуты Ч буквальної, - записала в дневнике Ћ. Ѕрик.

ќсенью 1915 была написана поэма Ђ‘лейта-позвоночникї (первоначальное название

Ч Ђ—тихи ейї), потр€сающа€ накалом любовных переживаний и поэтической мощью, с которой они воплощены. ѕрослушав Ђ‘лейтуї, √орький сказал о Ђчудовищном размахеї ее автора и о том, что, собственно, никакого футуризма нет, а есть только большой поэт ¬ладимир ћа€ковский.

¬ Ђнечеловечьей магииї этой поэмы ћа€ковский воспел свою любимую Ч Ђнакрашенную, рыжуюї, котора€ могла выдуматьс€ только какому-нибудь Ђнебесному √офмануї:

¬от € богохулил.

ќрал, что бога нет,

а бог такую из пекловых глубин,

что перед ней гора заволнуетс€ и дрогнет,

вывел и велел: люби!

∆изнь ћа€ковского осложнилась в эту осень призывом на воинскую службу. ¬рем€, когда поэт считал, что должен находитьс€ в действующей армии, давно прошло. “еперь его отвращение к воинской повинности стало всеобъемлющим Ч да еще в дни войны, которую он воспринимал как величайшую подлость со стороны всех воюющих государств.   счастью, через знакомых удалось определитьс€ в ¬оенно-автомобильную школу чертежником. — начала 1916 ћа€ковский начал работать одновременно над двум€ поэмами Ч Ђ¬ойна и мирї и Ђ„еловекї. ’арактер этой работы он определил следующим образом: Ђ¬ голове разворачиваетс€ У¬ойна и мирФ, в сердце Ч У„еловекФї. ƒл€ издательства √орького Ђѕарусї он подготовил книгу своих стихов под названием Ђѕростое как мычаниеї, вышедшую в окт€бре.

» все, что он писал в это врем€, было проникнуто любовью... 26 ма€ 1916 написано стихотворение ЂЋиличка! ¬место письмаї, которое не было напечатано при жизни ћа€ковского. «авершающие строки этого стихотворени€ по праву можно отнести к шедеврам русской любовной лирики:

ƒай хоть

последней нежностью выстелить твой уход€щий шаг.

ќтношени€ с Ћилей Ѕрик по-прежнему складывались т€жело. ћа€ковский мучилс€ своей отдельностью от нее, дл€ космического масштаба его чувств невыносима была дистанци€ обыденности, котора€ существовала между ним и любимой женщиной. Ќаписанное в то врем€ стихотворение Ђ—ебе, любимому, посв€щает эти строки авторї заканчиваетс€ горьким вопросом: Ђ акими √олиафами € зачат Ч такой большой и такой ненужный?ї

ƒл€ Ћили ёрьевны же, веро€тно, был утомителен именно масштаб и накал этой любви, слишком сильно выпадающей из повседневности, в которой она находила множество других удовольствий. ќ несоразмерности их чувств в то врем€ свидетельствует характерный эпизод. ѕосле ЂЋиличкиї ћа€ковский написал поэму Ђƒон-∆уанї, о которой она не знала.  огда он прочитал ей поэму Ч неожиданно, на улице, наизусть Ч она рассердилась: оп€ть про любовь, надоело! ћа€ковский выхватил из кармана рукопись, разорвал в клочки и пустил по ветру.

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

Ќазад || ƒалее
.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение