Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Истинная история любви по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)


Русская литература практически любой эпохи отличается многообразием и глубиной женских образов и пристальным вниманием к судьбе женщины. Это и некрасовские женщины русских селений, и самобытные героини тургеневской прозы, и идеализированные женщины — адресаты произведений любовной лирики Пушкина, Блока, Есенина и других поэтов. В отличие от многих романов и повестей зарубежных авторов, где женщина является всего лишь дополнением к мужчине, деталью, помогающей раскрыть его характер, в отечественной литературе она сама — действующее лицо, а зачастую героиня во всех смыслах этого слова.

Не стал исключением из этого правила и роман «Мастер и Маргарита». Большинство действующих лиц в нем — мужчины. Но тем ярче выделяется среди них образ Маргариты

— столь яркий, запоминающийся и затмевающий всех остальных, что кажется единственным женским образом в романе. Разумеется, в произведении упоминается далеко не одна женщина, Булгаков описывает и многих других, начиная от «Чумы»-Аннушки или вампирши Геллы и заканчивая женой Семплеярова и вовсе безымянными служащими, медсестрами или зрительницами, выбегавшими на сцену за нарядами на представлении в «Варьете».


Но они — всего лишь второстепенные персонажи. Маргарита же по праву может именоваться главной героиней романа.

Какой мы видим ее? Как представляет ее читателю Булгаков? Что касается ее облика, то она была обычной тридцатилетней женщиной, которая выглядела на свои годы, вплоть до «желтеньких теней у висков и чуть заметных сеточек морщин у наружных уголков глаз», к тому же «чуть косящей на один глаз». Правда, как обеспеченная и следящая за собой дама, для того чтобы выглядеть лучше, она прибегала ко всему: завивала волосы, выщипывала брови, пользовалась косметикой. Так что в ее внешности не было ничего выдающегося. Зато ее внутренний мир, за который и полюбил ее Мастер, необычен. А самое главное, она была любимой! Какой же создал ее автор?

При первом знакомстве с Маргаритой перед нами предстает женщина, имеющая все для того, чтобы быть счастливой: она удачно вышла замуж за крупного специалиста, который к тому же был «молод, красив, добр, честен и обожал свою жену».

Foxford

Обеспеченная, не обремененная жилищными проблемами — это в то время, когда сам же Булгаков устами Воланда говорит о «квартирном вопросе»! Она «могла купить все, что ей понравится» и «никогда не прикасалась к примусу». Однако на вопрос: «Была ли она счастлива?» сам автор отвечает: «Ни одной минуты!»

Почему же? Что было нужно ей для счастья? На этот вопрос Булгаков дает ответ, который можно истолковать однозначно: ей нужен был Мастер. Зачем? Возможно, из-за того «непонятного огонечка», который всегда горел в ее глазах.

Однако этот «огонечек» — только метафора. О каких же чертах характера он говорит? Вероятно, о мечтательности и идеализме героини. Ведь в тридцать лет она еще не рассталась со своим представлением о чудесной, сказочной любви, ждала ее и оттого была несчастна. О состоянии души Маргариты в то время могут сказать нам цветы, которые она выбирала: «отвратительные, тревожные желтые цветы». Тревожные потому, что она не испытывала покоя, а находилась в поиске, не зная, что именно ищет, и даже не сознавая этого.

Однако встретив Мастера, она приходит к выводу, что они «любили друг друга давным-давно, не зная друг друга, не видя». Вероятно, он стал воплощением ее представлений об идеальном человеке, в которого она хотела бы влюбиться. Поиски закончились, и тревожные мимозы сменились розами — символом любви. Правда, сначала речь идет не о любви, а именно о влюбленности. Да, Маргарита каждый день приходила к нему, перечитывала написанные Мастером главы романа и ходила с ним гулять. Однако при этом она не готова была, да и не хотела расстаться с мужем, обидев его, а заодно отказавшись от комфорта, к которому привыкла.

Кроме того, уже одно согласие отправиться гулять с человеком, похожим на ее воображаемого возлюбленного, свидетельствует о легкомыслии Маргариты. Ведь это могло быть воспринято окружающими как нечто неприличное. Таким образом, для нее отношения с Мастером начинались как легкомысленный флирт.

Однако, уже в то время, когда Мастер писал свой роман, влюбленность Маргариты и сопутствующая ей страсть начали понемногу перерастать в настоящую любовь. Как это произошло? Все началось с заботы об одиноком человеке — ее взяла на себя женщина, которой раньше не приходилось о ком-то заботиться. Она варила ему картошку — возможно, единственное, что умела готовить, так как никогда этим не занималась. Она смахивала пыль с корешков многочисленных книг Мастера и даже занималась необязательным делом, которое придумала себе сама: шила ему шапочку. Именно в это время, возможно, впервые, Маргарита почувствовала себя нужной.

Когда же любимый оказался в затруднительной ситуации, Маргарита не покинула его. Это свидетельствует о том, что она испытывала уже сильную любовь, а не простую влюбленность. Ведь такое слабое, непостоянное чувство, как и страсть, — телесное, а не духовное влечение — угасло бы, столкнувшись с трудностями, с необходимостью помогать вместо того, чтобы наслаждаться, отдавать, а не получать. Маргарита же с радостью помогала Мастеру, сначала не давая ему унывать, потом просто своим присутствием отгоняя страх. Именно теперь у нее зародилась мысль о том, что следует оставить мужа и комфортную, приятную жизнь. Ведь она была более необходима Мастеру, чем мужу. Это была следующая ступень после влюбленности и любви — готовность жертвовать чем-то ради любимого человека. То, что она не успела исполнить задуманного — простая случайность.

Мастер пропал, подобное часто происходило с людьми в описываемое время, что однако не охладило чувства Маргариты, а это уже говорит о его силе и искренности. Дальнейшая ее жизнь посвящена мыслям о Мастере. Она ищет любимого, всячески пытается разузнать о том, где он и что с ним. И, несмотря на неудачи, продолжает ждать, не теряя надежды. Ее легкомысленное отношение к жизни, по-видимому, на какое-то время исчезло. Что для нее самое дорогое теперь? «Старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка Мастера, книжка сберегательной кассы... распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем». Маргарита готова снова и снова перечитывать доставшийся ей листок романа, который ей удалось вытащить из огня голыми руками. Она часами любуется фотографией, а розы напоминают ей о нем, так как это его любимые цветы. Даже сберкнижка, на которой лежит значительная по тем временам сумма, дорога героине не из-за денег, а потому, что принадлежала любимому человеку.

Однако она продолжает жить обычной жизнью, не говоря ни слова мужу, который любит свою жену, но все же не догадывается, не чувствует, что ей плохо. Это говорит о силе характера Маргариты, благодаря которой она и смогла вернуть себе Мастера. Ведь Воланд исполнил ее желание только благодаря тому, что Маргарита смогла выдержать нелегкие испытания.

И первым из них было само приглашение, ставшее началом грехопадения Маргариты, перед которым она не остановилась ради своей любви. Азазелло, встретившись с ней в парке, сделал ей предложение, от которого бы отказалась любая другая, посчитав оскорблением. Ведь оно поступило от сомнительного типа, которого сама же Маргарита охарактеризовала как «уличного сводника», и содержание его было соответствующим. Как женщина, дорожащая своей честью, она отвергла его. Что же заставило ее поменять решение? Всего лишь несколько слов из романа Мастера, которые процитировал Азазелло. Они резко изменили отношение Маргариты к происходящему. Может быть, благодаря тому самому «непонятному огонечку» в глазах, она сразу же поверила в возможность чуда и согласилась на все, чего бы от нее ни потребовали.

А потребовали многого: отбросить все предрассудки, поехать к совершено незнакомым людям и даже измениться почти о неузнаваемости, став ведьмой. А это значит, совершить грехопадение. Правда, все то, что ей надо было делать, оказалось для Маргариты не так уж и сложно. Не потому ли, что в ней еще до этого чувствовалось что-то от ведьмы? Ведь Булгаков описывает ее как «ведьму, чуть косящую на один глаз». Это значит, что она была изначально готова заключить сделку с сатаной. Можно сказать, что превращение в ведьму не изменило ее, а просто помогло ей наиболее полно раскрыть свой характер и окончательно поверить в чудо. Крем Азазелло повлиял не только на тело Маргариты, но и на ее душу. Она стала более искренней, перестала зависеть от приличий и норм поведения. Так, ведьма устроила разгром в квартире критика Латунского и вцепилась когтями в лицо Алоизия Могарыча. Но ведь Маргарита и до этого не любила их. С другой стороны, незнакомый испуганный мальчик вызвал нежность у женщины, никогда не имевшей своих детей. И ведьма не причинила ему зла.

По сравнению с испытанием на искренность все остальное казалось для нее пустяком. Маргарита должна была принимать гостей на балу у сатаны. Однако здесь ее подстерегала случайность, оказавшаяся серьезной проверкой и чуть было не лишившая ее награды, на которую она надеялась. Незнакомая женщина, совершившая страшный грех, обратилась к «всесильной королеве бала», которой она казалась, с просьбой о милосердии. И Маргарита не смогла отказать ей в помощи.

Однако была ли это жалость? С одной стороны, можно считать и так. С другой — это было проявлением легкомыслия, которое вернулось к Маргарите- ведьме. Причем она сама признается, что ее решение отказаться от собственного счастья и даже от собственной жизни ради Фриды было продиктовано не моралью или добротой, а только тем, что Маргарита «имела неосторожность подать ей твердую надежду» и страх попасть «в ужасное положение», если не поможет просительнице. Почему? Возможно, из-за той самой капельки королевской крови, о которой говорил Воланд и которая сделала Маргариту невероятно гордой, но, скорее всего, просто потому, что женщина ей поверила.

Мы видим, что даже будучи легкомысленной, даже совершив грехопадение, Маргарита сохранила чувство собственного достоинства. Ведь Воланд не зря называет ее королевой. Для этого было бы мало только той самой капельки королевской крови, нужна еще и королевская гордость. Именно ее и испытывал сатана на балу и после бала.

Маргарита принимала гостей обнаженной — и к ней обращались как к королеве. Ей было тяжело, но она даже не перестала улыбаться — не благодаря большой силе духа, а только из гордости. По той же причине она не дала понять, что боится, когда у нее на глазах Абадонна убил барона Майгеля, а Воланд предложил ей выпить бокал его крови. И из той же гордости Маргарита не попросила Воланда ни об услуге, ни о награде. Она готова была утопиться, но не обратиться с просьбой к «тому, кто сильнее». И как оказалось, это был единственно правильный путь к осуществлению ее желания. Хотя на самом деле Маргарита совершенно не была уверена, что хозяева бала «сами все предложат и сами все дадут». Однако так или иначе она снова встретилась с Мастером.

Что же дальше? Ведь высшие силы наградили ее любимого покоем. Сможет ли она — ведьма, страстная, беспокойная натура, разделить с ним эту награду? Скорее всего, да: ведь она доказала не только другим, но и самой себе, что Мастер — это все, что ей нужно для счастья. Единственное, чего она хочет, это быть ему нужной и заботиться о нем.

Таким образом, Маргарита сама выбрала дальнейший жизненный путь — перестала быть ведьмой и превратилась в обычную замужнюю женщину, хранительницу семейного очага. Причем готова была остаться с Мастером даже в подвале и вести нищенское существование. Однако она получила дом, любимого человека и повторила судьбу любой другой женщины.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 02:51:37
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение