|
Трагическая судьба женщины (Школьные сочинения)Александр Николаевич Островский в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» показывает трагическую судьбу женщины в России во второй половине девятнадцатого века. Для этого он рассказывает о судьбах Катерины и Ларисы, живущих в провинциальных городках на Волге. Они выросли в разное время; Катерина – в семье купеческой, а Лариса – в обедневшей дворянской. Это и определило разницу в их образовании. Катерина необразованна и суеверна. Это выражено в том, что она боится грозы, как кары господней, как символа страшного суда. Но у неё есть чувство собственного достоинства, хотя она и воспитана в традициях «Домостроя». Лариса же образованна. Она играет на музыкальных инструментах. Катерина и Лариса зависимы: одна от свекрови, другая от своей матери. Катерину Кабаниха «поедом ест», заставляет её подчиняться себе и своему сыну. Когда Тихон уезжает, Кабанова приказывает невестке падать в ноги мужу и выть, чтобы проводить его по всем правилам. Катерина же считает это лицемерием. Она искренняя и правдивая по натуре, и это мешает ей жить среди хитрых и лживых людей. Она не умеет и не хочет приспосабливаться, как, например, Варвара, девиз которой: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Эта прямота сближает её с Ларисой, которая всегда говорит только правду. Катерина замужем, и поэтому её держат взаперти. Она вспоминает, как в детстве ходила в церковь, гуляла среди цветов и была свободна, «точно птичка на воле». Сейчас эту свободу у неё отняли, поэтому она очень страдает. Положение Ларисы тоже «незавидное». Она бесприданница, и поэтому мать выставляет её напоказ гостям, чтобы продать подороже. Лариса не хочет выходить замуж за богатых, но бездушных женихов, однако «любезничать надо было: маменька приказывает». Все обращаются с ней, как с красивой вещью. Например, Кнуров предлагает ей стать его содержанкой, но Лариса отказывается. Может ли Лариса остановить свой выбор на Васе Вожеватове? Ведь он молод, приветлив, весел и богат, он друг её детства. Но сердцем ощущает Лариса, что «в лета войдёт – такой же идол будет», как выразился Гаврила, сравнивая Вожеватова с Кнуровым. Она видит идеал мужчины в Паратове, человеке, который, как и Лариса, любит волю и песню; в нём души не чают цыгане. Его отличает размах, блеск, любовь к шику. Вожеватов говорит про Ларису, что она Паратова «любила, чуть с горя не умерла (когда он уехал). Какая чувствительная! Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила». Но после длительного ожидания своего возлюбленного, поняв, что он бросил её, Лариса останавливает свой выбор на Карандышеве. Идёт за него, страдая, мучаясь, не любя и презирая этого подвернувшегося жениха. Однако по первому же зову горячо и страстно любимого Сергея Сергеича она возвращается к нему, уже будучи невестой Карандышева, не обращая внимания на приличия. Но Паратов – обманщик, он меняет её на богатую невесту с золотыми приисками. Катерина тоже сдерживает свои порывы и эмоции до поры до времени, терпит, «пока терпится». Она говорит Варваре: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Полюбив Бориса, Катерина доверяется ему так же, как Лариса доверяется Паратову. Как мы видим, Катерина и Лариса в тяжёлом положении. Они не переносят неволи и стремятся к свободе, у них возникает одно решение – самоубийство. Они больше не могут подчиняться другим людям, лгать себе и другим. Их любовь предают. Положение Катерины более безвыходное, а характер более цельный, чем характер Ларисы. И Катерина, сделав свой последний выбор, бросается в Волгу. Ларисе же не хватает самообладания, и, видя свою нерешительность, она говорит: «Кабы меня теперь убил кто-нибудь», и гибель Ларисы становится неизбежной. Карандышев убивает её в безумном припадке собственника, совершая для неё великое благодеяние. Трагическая развязка обеих пьес обоснована Островским, так как его героиням невозможно жить в ладу с тем миром, где главным мерилом ценности человека являются деньги. Лариса и Катерина такие трепетные и ранимые, что задыхаются в атмосфере «тёмного царства», где властвует бездушное отношение к женщине. Обновлено: Опубликовал(а): Репетитор Внимание! Спасибо за внимание.
|
|