Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




11.4 Проблема образования и воспитания в отечественной литературе на примере романа И. А. Гончарова «Обломов» Зинин 2025 9 вариант (ЕГЭ по литературе)

Проблема образования и воспитания раскрывается И. А. Гончаровым в романе «Обломов» наиболее полно на примере двух персонажей: Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца. Писатель показывает, что воспитание и образование, полученные в детстве, в родной семье, влияют на дальнейшую судьбу человека. Герои Гончарова связаны общим детством, дружбой, взаимной симпатией, но их пути разошлись, каждый пошёл своей дорогой в соответствии со своим жизненным идеалом, так как оба получили разное воспитание.

Обломов рос и воспитывался в патриархальном мире помещичьей усадьбы Обломовки, где всё дышало тишиной, покоем и ленью.

Обломовцы воспринимали труд как божье наказание и при любом удобном случае старались избежать работы. Родители Обломова целый день ничего не делали, главным их занятием было обсуждение предстоящего обеда, а после сытного обеда с пирогами всех обломовцев: от господ до слуг — поглощал всепобеждающий сон. Обломовский образ жизни запечатлелся в сознании Ильи Ильича, и он воспринимает такое безмятежное и беззаботное существование как идеал. В юности герой вместе с другом строил грандиозные планы, мечтал о полезной деятельности на благо общества, но первый же день службы принёс ему разочарование. Он не смог принять неестественности, неискренности, лицемерия и фальши чиновников, их страха и раболепия перед начальством. Первая же служебная оплошность заставила героя сказаться больным, чтобы не являться на работу, а затем и вовсе выйти в отставку. Поселившись в Петербурге на Гороховой улице в одном густонаселённом доме, он восемь лет предаётся мечтаниям о жизни в уютном уголке природы – в родной Обломовке. Но мечты о пребывании на лоне прекрасной природы в кругу семьи и сердечно близких по духу друзей так и остались мечтами. Обломов не смог осуществить свои желания, воплотить в реальность свой жизненный идеал, так как терялся в массе бытовых проблем, не обладал трудовыми навыками и способностью к практической деятельности. Свой идеал герой нашёл на Выборгской стороне в доме вдовы Агафьи Матвеевны Пшеницыной, где его окружили душевным теплом и заботой. Ленивый и апатичный герой мирно укладывался в покойный гроб своего существования, решив, что ему ничего не нужно делать, что его жизненный путь завершён.

Совсем иной жизненный путь прошёл Штольц. Его отец был немецким бюргером, который дал сыну рудовое, практическое воспитание. Он брал Андрея в деловые поездки на фабрику, в поле, в купеческие лавки, давал ему поручения, которые подросток всегда выполнял и ничего не забывал. Штольц рано начал самостоятельную жизнь, труд стал основой и стихией его жизни. Благодаря трудовым навыкам, привитым в детстве, воспитанию таких качеств, как ответственность, самостоятельность, трудолюбие, Андрей Штольц добился успеха в жизни.

Таким образом, противопоставляя Обломова и Штольца, писатель показывает, что судьба человека во многом зависит от образования и воспитания, полученных в детстве.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.