Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




11.4 Образ «чудака» в отечественной литературе по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Зинин 2025 1 вариант (ЕГЭ по литературе)

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» образ «чудака» раскрывается на примере Александра Андреевича Чацкого. Оказавшись в фамусовском обществе, этот герой выглядит «странным», так как его взгляды, идеалы и жизненные ценности полностью расходятся с мнением большинства. Фамусов и его гости относятся к «веку минувшему», а Чацкий – представитель «века нынешнего».

В глазах Павла Афанасьевича Фамусова его воспитанник — не только «мот» и «франт-приятель», но и «чудак», так как «оплошно» управляет именьем, то есть, скорее всего, как и Онегин у Пушкина «ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил».

Мы помним, что в романе «Евгений Онегин» вследствие этой реформы «раб судьбу благословил», зато помещик «в своём углу надулся», видя в это опасность для себя. Так и Чацкий облегчил участь крестьян, но, несомненно, это не понравилось Фамусову. Кроме того, молодой человек, имевший связь с министрами, неожиданно вышел в отставку, потому что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Несомненно, эта фраза вызывает крайнее раздражение начальника присутственного места, и он разражается длинным монологом, обращаясь к «гордецу», и приводит в пример своего покойного дядю Максима Петровича, который «умел жить», «век» служил при дворе Екатерины, умел «подслужиться», не считал зазорным угождать и пресмыкаться перед вышестоящими, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, получать почести и награды. «Чудак» Чацкий и с точки зрения Молчалина, которому отец завещал угождать всем «без изъятья», даже собаке начальника. Секретарь Фамусова, «корпевший» раньше в Твери, сумел угодить начальнику, и тот перевёл его в Москву, поселил в собственном доме. Поэтому Молчалин и не может понять, как можно разорвать связь с министрами, как можно отказаться от покровительства влиятельной дамы, такой, как Татьяна Юрьевна, не иначе, как это «чудачество». Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает кульминации в сцене бала, где объединившиеся против «вольнодумца», не признающего властей, и «вольтерьянца», проповедующего «завиральные идеи», объявляют неудобного гостя и «чудака» Чацкого сумасшедшим, видя причину безумия героя в чтении книг, в образованности, в просвещении: «Ученье — вот чума».

С точки зрения Софьи, Чацкий «странен», так как всё подвергает критике и осмеянию, её раздражает «грозный взгляд» молодого человека и его менторский тон, особенно она не терпит, когда Чацкий язвительно высказывается по поводу «смирнейшего» Молчалина. Именно дочь Фамусова становится источником клеветы о сумасшествии бывшего возлюбленного. Так гордая и самолюбивая девушка, нашедшая свой идеал в секретаре отца и взявшая его под свою опеку, хочет наказать «странного» Чацкого за резкие высказывания о новом предмете её любви. Девушка рассержена на друга детства, который три года странствовал и не написал ей ни строчки, а теперь предъявляет ей свои претензии. Разочаровавшись в Чацком, она создала в своём воображении под влиянием французских романов новый идеал мужчины — тихого, кроткого, смиренного молчальника и праведника.

Таким образом, главный герой комедии Грибоедова Чацкий, обладая умом, остротой взглядов, критическим мышлением, честностью, искренностью, в глазах московского барства выглядит «чудаком», «странным человеком», так как он не стремится ни к богатству, ни к карьере, не хочет угождать начальству, мечтает о свободе для народа, выступает против «жалкой тошноты по стороне чужой», против подражания всему иностранному, когда «французик из Бордо» чувствует себя в «варварской стране», в среде московских княжон, неким царьком.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.