Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




11.4 Герои и антигерои в отечественной литературе по пьесе А. Н. Островского «Гроза» Зинин 2025 4 вариант (ЕГЭ по литературе)

Героем мы называем главного персонажа художественного произведения, которого автор наделяет положительными качествами, раскрывающими его мировоззрение, жизненный идеал, нравственные ценности. Антигерой несёт в себе отрицательные черты характера, противостоит герою. Изображая противостояние героя и антигероя, писатель наиболее полно и ярко раскрывает основную идею своего произведения. Так, в драме А. Н. Островского «Гроза» противопоставлены Катерина, вызывающая сочувствие читателей и зрителей, и Марфа Игнатьевна Кабанова, отталкивающая своей жестокостью и деспотизмом.

До замужества Катерина жила беспечно и беззаботно, её окружали добрые и любящие родные, предоставлявшие ей полную свободу и независимость.

Оказавшись в доме свекрови, мечтательная и поэтичная героиня, любившая ходить в церковь и видевшая ангелов под церковным куполом, попала в иную обстановку. Кажется, что формально все события точно такие же, как в родительском доме: посещение церкви, песни и рассказы странниц, но в доме Кабанихи всё происходит словно из-под неволи. Ей не хватает воздуха свободы, она словно задыхается в удушающей обстановке всесокрушающей свекрови. В детстве и юности Катерина, по её же признанию, была «резвая», а в доме мужа она «завяла совсем». Героиня страдает от «напраслины», пытается защитить своё достоинство. Она «зародилась горячей», готова терпеть до поры до времени, но, когда наступит последняя точка кипения, она готова совершить безумный поступок: в окно выброситься, в Волгу кинуться. Так объясняет она золовке Варваре особенности своей натуры, заявляя: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!» За Тихона героиня вышла замуж, не зная любви, но изо всех сил пытается его полюбить, защищает от наветов свекрови, не встречая с его стороны понимания и сочувствия. Робкий и безвольный Тихон и сам находится в полном подчинении властной матери и не способен защитить не только жену от нападок Кабановой, но и самого себя. Религиозная женщина борется с любовью к Борису, осознавая её как грех. Но страсть побеждает долг в тот момент, когда муж отказался её поддержать и взять с собой в поездку, заявив, что от такой жизни убежишь даже и от красавицы жены. В этот момент Катерина понимает, что не сможет полюбить Тихона после таких слов, она полностью разочаровалась в нём. Во время грозы богобоязненная женщина признаётся принародно в измене, просит у мужа прощения. Но Кабаниха торжествует победу: для неё это доказательство справедливости своих наветов и подозрений, доказательство того, что воля ведёт в омут греха. Не выдержав издевательства свекрови, разлуки с Борисом, нравственных пыток, Катерина бросается в омут. Говоря о трагичности финала пьесы, критик Добролюбов утверждает, что в нём есть и что-то освежающее, восклицая о гибели Катерины: «Она освобождена!». В этой героине он увидел смелый и решительный характер, способный на протест даже таким страшным способом, и подчёркивает важность того, что такой характер выразился именно в женском типе. Для Добролюбова Катерина — «луч света в тёмном царстве», её роковой шаг говорит о шаткости прежних патриархальных устоев, о предстоящем конце власти «тёмного царства» богатых купцов, подавляющих свободу жителей Калинова.

Представителем «тёмного царства» и антигероем, несомненно, является Марфа Игнатьевна Кабанова, которая всегда уверена в своей правоте, стремится держать своих домашних в узде и ежовых рукавицах, не терпит возражений. Её называют ханжой, потому что на глазах других она представляется праведницей, подлинной христианкой, но её ханжество и лицемерие проявляется в том, что она «нищих оделяет, а домашних замучила совсем». Придерживаясь формально домостроевских законов, она избирает из свода законов самые суровые, не признавая прощения и милосердия. Но всё же Кабаниха чувствует, что наступают «последние времена», что приходит конец её власти, потому что детям «воли хочется». Оттого-то она и постоянно сердится, «вводит себя в грех», так как происходит разговор, «близкий сердцу», оттого-то она и тиранит домашних, постоянно читает им нравоучения, требует уважения к себе, заявляя: «Не очень-то нынче старших уважают». А Варвара в ответ про себя ворчит: «Не уважишь тебя, как же!». Это значит, что уважения к себя Кабаниха требует, подавляя волю домашних, с помощью морального насилия. Мать Тихона не способна на прощение, сострадание и милосердие. Она совершенно не чувствует своей вины в гибели снохи.

Таким образом, Катерина — главная героиня пьесы «Гроза», так как она воплощает идеал свободолюбивой личности, отстаивающей человеческое достоинство и не примирившейся с жестоким диктатом и унижениями, бросившая вызов «тёмному царству» купечества, не терпящая гнёта и давления. Кабаниха, напротив, является антигероем, так как несёт в себе отрицательные черты: лицемерие, ханжество, диктат, насилие.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.