|
11.2 Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова? По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Зинин 2025 14 вариант (ЕГЭ по литературе)В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» изображён спор поколений в острый период революционной ситуации 1859 года перед отменой крепостного права в 1861 году. В произведении противостоят двух общественно-политические силы. С одной стороны, либералы-дворяне, люди сороковых годов, Такие как братья Кирсановы, которые стараются идти в ногу со временем, освободили крестьян в своём поместье Марьино, пользуются трудом наёмных рабочих, но в хозяйстве они мало смыслят, поэтому пока у них ничего не получается. С другой стороны, революционеры-демократы, представленные в романе образом нигилиста Евгения Базарова, сторонника радикальных мер. Братья Кирсановы — представители дворянской культуры, которая формировалась веками. Они не могут принять нигилистических идей Базарова, который стремится всё разрушить, «расчистить место», а строительство новой жизни предоставляет своим потомкам. Будущий лекарь не верит в авторитеты, соглашается только с тем, что считает дельным и полезным, он уверен, что в нынешнее время полезно отрицать всё: красоту природы, науку, искусства, любовь как духовную сущность человека, в нём нет ни капли художественного вкуса. Евгений Васильевич с презрением относится к аристократам, отрицает их прогрессивную роль в истории, верит только в силу собственных ощущений. Настольной книгой нигилиста является книга немецкого вульгарного материалиста Бюхнера «Материя и сила». Ему смешно, когда он узнаёт, что отец семейства Аркадия Николай Петрович в глухом уезде играет на виолончели. Базаров советует другу забрать у отца романтическую поэму Пушкины «Цыганы», положив на стол «Материю и силу» Бюхнера. Услышав любовную историю Павла Петровича, нигилист нисколько ему не сочувствует, твёрдо и безапелляционно заявляя, что если кто-то «свою жизнь поставил на карту женской любви», а когда ему эту карту убили, раскис, — то такой человек «не мужчина, не самец». Базаров уверен, что человек сам создаёт свою судьбу и сам себя воспитывает. Хотя и братья оба решительно отвергают разрушительные идеи нигилиста, так как они не могут принять факт полного уничтожения прежней жизни, прежних взглядов и устоев, «принсипов», но они по-разному относятся к Базарову. Павел Петрович с первого же знакомства невзлюбил «этого волосатого», встретив его «по одёжке». Аристократ убеждён, что его внимательное отношение к своему внешнему виду свидетельствует о самоуважении, о том, что он, хотя и живёт в деревне, но не опускается, следит за собой, потому что уважает себя, а значит, и уважает других. Базаров же, в своём «балахоне», намеренно пренебрежительно относится к своему внешнему виду, ему смешны и длинные ногти Павла Петровича, и его накрахмаленные, словно каменные, воротнички, и чисто выбритый подбородок. Дядя Аркадия подозревает, что нигилист его не уважает, а этого он не может ему простить. Между старшим Кирсановым и Евгением Базаровым происходят словесные поединки, «схватки», в которых ярко раскрываются их прямо противоположные позиции. Услышав, как бесцеремонный гость отзывается нелицеприятно об одном из соседских помещиков, называя его «дрянь, аристократишко», Павел Петрович идёт в атаку, защищая аристократов и высоко оценивая их роль в прогрессе. Опровергая нигилистические идеи Базарова, ведущие к разрушению, старший Кирсанов отмечает, что ему дорога цивилизация, а разрушителям место только в калмыцкой кибитке. Оппоненты сходятся в определении народа как патриархального, свято чтущего предания, не способного жить без веры. Но для Базарова, гордящегося тем, что его «дед землю пахал» и осознающего себя частью этого народа, это ещё ничего не значит. Павел Петрович видит в своём противнике «гордость, почти сатанинскую», «глумление» над святыми чувствами. А Базаров видит в своём оппоненте «отставного человека», «архаическое явление», того, кто уважает себя, а между тем сидит и ничего не делает. Для будущего лекаря дядя Аркадия, заведший «щегольство» в деревне, «чудаковат». Николай Петрович при всём несогласии со взглядами Базарова, считает его умным и знающим человеком, хотя и побаивается друга сына. Он считает, что новое поколение ещё дальше от истины, чем они, но видит и некую правоту в словах Базарова. После поединка со своим идейным противником, Павел Петрович тоже признаёт некую правоту будущего лекаря, видит в себе и брате «следы барства» и просит Николая Петровича жениться на Фенечке, девушке из простого народа, пренебрегая своими прежними аристократическими принципами. Мировоззрение Базарова тоже меняется под влиянием неразделённой любви к Анне Сергеевне Одинцовой, он уже не так самоуверен и категоричен, осознаёт сложность судьбы человека, мельчайшего атома в бесконечной вселенной. Таким образом, братья Кирсановы по своей сути не разрушители, а хранители семейных ценностей, представители дворянской культуры. Именно поэтому они не могут принять нигилистических воззрений. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|
