Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




11.2 Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова? По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Зинин 2025 14 вариант (ЕГЭ по литературе)

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» изображён спор поколений в острый период революционной ситуации 1859 года перед отменой крепостного права в 1861 году. В произведении противостоят двух общественно-политические силы. С одной стороны, либералы-дворяне, люди сороковых годов, Такие как братья Кирсановы, которые стараются идти в ногу со временем, освободили крестьян в своём поместье Марьино, пользуются трудом наёмных рабочих, но в хозяйстве они мало смыслят, поэтому пока у них ничего не получается.

С другой стороны, революционеры-демократы, представленные в романе образом нигилиста Евгения Базарова, сторонника радикальных мер.

Братья Кирсановы — представители дворянской культуры, которая формировалась веками. Они не могут принять нигилистических идей Базарова, который стремится всё разрушить, «расчистить место», а строительство новой жизни предоставляет своим потомкам. Будущий лекарь не верит в авторитеты, соглашается только с тем, что считает дельным и полезным, он уверен, что в нынешнее время полезно отрицать всё: красоту природы, науку, искусства, любовь как духовную сущность человека, в нём нет ни капли художественного вкуса. Евгений Васильевич с презрением относится к аристократам, отрицает их прогрессивную роль в истории, верит только в силу собственных ощущений. Настольной книгой нигилиста является книга немецкого вульгарного материалиста Бюхнера «Материя и сила». Ему смешно, когда он узнаёт, что отец семейства Аркадия Николай Петрович в глухом уезде играет на виолончели. Базаров советует другу забрать у отца романтическую поэму Пушкины «Цыганы», положив на стол «Материю и силу» Бюхнера. Услышав любовную историю Павла Петровича, нигилист нисколько ему не сочувствует, твёрдо и безапелляционно заявляя, что если кто-то «свою жизнь поставил на карту женской любви», а когда ему эту карту убили, раскис, — то такой человек «не мужчина, не самец». Базаров уверен, что человек сам создаёт свою судьбу и сам себя воспитывает.

Хотя и братья оба решительно отвергают разрушительные идеи нигилиста, так как они не могут принять факт полного уничтожения прежней жизни, прежних взглядов и устоев, «принсипов», но они по-разному относятся к Базарову. Павел Петрович с первого же знакомства невзлюбил «этого волосатого», встретив его «по одёжке». Аристократ убеждён, что его внимательное отношение к своему внешнему виду свидетельствует о самоуважении, о том, что он, хотя и живёт в деревне, но не опускается, следит за собой, потому что уважает себя, а значит, и уважает других. Базаров же, в своём «балахоне», намеренно пренебрежительно относится к своему внешнему виду, ему смешны и длинные ногти Павла Петровича, и его накрахмаленные, словно каменные, воротнички, и чисто выбритый подбородок. Дядя Аркадия подозревает, что нигилист его не уважает, а этого он не может ему простить. Между старшим Кирсановым и Евгением Базаровым происходят словесные поединки, «схватки», в которых ярко раскрываются их прямо противоположные позиции. Услышав, как бесцеремонный гость отзывается нелицеприятно об одном из соседских помещиков, называя его «дрянь, аристократишко», Павел Петрович идёт в атаку, защищая аристократов и высоко оценивая их роль в прогрессе. Опровергая нигилистические идеи Базарова, ведущие к разрушению, старший Кирсанов отмечает, что ему дорога цивилизация, а разрушителям место только в калмыцкой кибитке. Оппоненты сходятся в определении народа как патриархального, свято чтущего предания, не способного жить без веры. Но для Базарова, гордящегося тем, что его «дед землю пахал» и осознающего себя частью этого народа, это ещё ничего не значит. Павел Петрович видит в своём противнике «гордость, почти сатанинскую», «глумление» над святыми чувствами. А Базаров видит в своём оппоненте «отставного человека», «архаическое явление», того, кто уважает себя, а между тем сидит и ничего не делает. Для будущего лекаря дядя Аркадия, заведший «щегольство» в деревне, «чудаковат».

Николай Петрович при всём несогласии со взглядами Базарова, считает его умным и знающим человеком, хотя и побаивается друга сына. Он считает, что новое поколение ещё дальше от истины, чем они, но видит и некую правоту в словах Базарова. После поединка со своим идейным противником, Павел Петрович тоже признаёт некую правоту будущего лекаря, видит в себе и брате «следы барства» и просит Николая Петровича жениться на Фенечке, девушке из простого народа, пренебрегая своими прежними аристократическими принципами. Мировоззрение Базарова тоже меняется под влиянием неразделённой любви к Анне Сергеевне Одинцовой, он уже не так самоуверен и категоричен, осознаёт сложность судьбы человека, мельчайшего атома в бесконечной вселенной.

Таким образом, братья Кирсановы по своей сути не разрушители, а хранители семейных ценностей, представители дворянской культуры. Именно поэтому они не могут принять нигилистических воззрений.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.