Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




11.2 Конфликт поколений в пьесе А. Н. Островского «Гроза»: одноплановы или неоднозначны образы старших? Зинин 2025 2 вариант (ЕГЭ по литературе)

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» показан конфликт поколений, противостояние «отцов» и «детей». К образам «старших» относятся хозяева города Калинина: богатый Купец Савёл Прокофьевич Дикой и состоятельная купеческая вдова Марфа Игнатьевна Кабанова. Можно с определённой точностью сказать, что эти образы более одноплановы, чем неоднозначны. Дикой известен своим вспыльчивым, гневливым характером.

Вспышки гнева всегда происходят в тот момент, когда купцу нужно отдавать деньги, платить по счетам, тяжело ему расставаться с накопленным богатством, более всего составленным из недоданных копеек мужикам, нанимавшимся к нему в работу. Одноплановость характера Дикого состоит в том, что он «ругатель», самодур, деспот. Одноплановость же Кабанихи заключается в ином. Она не желает утрачивать власть над детьми. А эта власть держится на строгих правилах, домостроевских законах.

Сначала о Савёле Прокофьевиче Диком читатель узнаёт из разговора второстепенных действующих лиц. Восхищаясь красотой волжского пейзажа, Кулигин вдруг обращает внимание на какого-то человека, размахивающего руками. Ваня Кудряш замечает, что это Дикой ругает племянника. Купец никого не боится, а его племянник Борис стал не единственной жертвой «пронзительного мужика». Никто не хочет противостоять «ругателю», даже конторщик Ваня Кудряш, предлагающий «проучить» как следует самодура, поговорив с ним с глазу на глаз в глухом и тёмном переулке. Отчаянность и храбрость Кудряша обусловлена тем, что он грамотный, что он нужен Дикому, хотя конторщик и считается «грубияном». Однако при приближении Дикого Ваня быстро соглашается с мещанином Шапкиным отойти в сторону, чтобы деспот не «привязался». Мы видим, что деспотизм и самодурство Дикого объясняются тем, что никто не решается ему противостоять. Безропотен и беспомощен и племянник Борис, находящийся в полном подчинении у своего сурового дяди, который не может спокойно видеть наследника по завещанию, ведь у купца есть свои дети, зачем же отдавать чужому. По условию завещания Борис должен быть почтителен по отношению к дяде, но ведь никто не запретит Дикому заявить, что племянник был непочтителен к нему, а это значит, что не видать Борису наследства, как бы он ни унижался перед тираном и ни угождал ему. Кабаниха справедливо замечает, что Дикой специально вводит себя в состояние раздражения, чтобы отпугнуть просителей. Как-то городничий по жалобе мужиков попросил Савёла Прокофьевича как следует рассчитывать мужиков. А «дядюшка» покровительственно похлопал представителя городской власти по плечу, заявив, что их этих недоданных копеек у него тысячи составляются. Лишь однажды Дикой не смог проявить свой деспотизм. Это произошло тогда, когда на Волге, на перевозе, обругал своенравного купца гусар. Не имея возможности ответить смелому чужаку, Дикой обратил свой гнев на беззащитных и безропотных домашних. Но при всей одноплановости богатого хозяина жизни можно отметить, что в его душе иногда вспыхивает слабый и тусклый огонёк совести, когда он осознаёт свою греховность. Евангельская истина любви к ближнему чуть приоткрылась в самодуре, когда в великой пост он обругал мужика, пришедшего за расчётом, а затем просил у него прощения, вспомнив, что грех ругаться в это время. Но этот эпизод не привёл антигероя к духовному возрождению. Таким образом, власть Дикого держится на деньгах и на том, что никто не может дать отпор этому «воину».

Рассмотрим образ Кабанихи. Её власть над домашними опирается на нравоучения, которые она постоянно читает близким. О ней говорят, что она ханжа: «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Сын Тихон полностью подчиняется матери, не может ей возразить и защитить жену Катерину от несправедливых наветов и обвинений. Недовольство вдовы связано со страхом потерять контроль над «детьми». Она боится, что жена «милее» сыну, чем мать. Жизнь Катерины в доме свекрови становится невыносимой, когда замужняя женщина во время грозы признаётся в измене. Кабаниха не способна простить раскаявшегося грешника. Когда Тихон обвиняет мать в гибели жены, суровая и деспотичная купеческая вдова, не дрогнув ни разу, говорит сыну, что поговорит с ним дома. И становится ясно, что это будет за «разговор»: она подавит нравственный «бунт» сына.

Таким образом, одноплановость хозяев города Калинова обусловлена тем, что они не меняются на всём протяжении действия, их власть основывается на богатстве и прежних порядках, но их неуравновешенность, раздражительность объясняется тем, что они предчувствуют утрату власти и конец старой жизни. Решительный поступок Катерины, не смирившейся с унижениями и совершившей самоубийство, с точки зрения критика Н. А. Добролюбова, говорит о шаткости прежних порядков.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.